Русская настольная игра мельница. Игротека: старая «мельница. Реально древняя игра

РЕПОСТ, посвященный предтече шашек.
Оригинал взят у skyruk в Мельница (Merells, Morris)

Мельница (Merells, Morris)

Итак, настала пора потихоньку переходить к играм, так сказать, «без костей».
Начнём с древнейшей - с «Мельницы»!

Игра, которую в России называют «Мельница», - дальняя родственница крестиков-ноликов.
В Германии её называют «Mühle», в Дании - «Møller» или «Møllespil», в Голландии - тоже «Molenspel» (а также «Negensticken» - «девять палочек»), в Швеции - «Qvarn» или «Dubbel-qvarn», в Исландии - «Mylna» или «Mylla», в Чехии - «Млын», в Венгрии - «Malomsdi», во Франции - «Jeu de moulin» или «Charett», в Италии - «Mulinello», в Индии - «Tule paid», в Бангладеш - «Bara-guti-pait-pait», на Цейлоне - «Nerenchi keliya», в Армении - «Рез», в Молдавии - «Куран», а в Туркмении - «Дызым» или «Дюз-дюм».
Происхождение Мельницы теряется во тьме веков.
Древнейшие поля для Мельницы, конечно же, до наших дней не сохранились:).


Возможно, Мельница была первой игрой после манкалы , из алгоритма которой человек сознательно исключил всякий элемент везения: в ней нет игральных костей, палочек и других генераторов случайных чисел, а только разум и расчёт.

Археологи нашли сотни древних досок для игры в Мельницу в Египте, Греции, Италии, Исландии, в Китае, Пакистане, Индии и на Цейлоне. Древнейшие следы Мельницы находят уже в Трое-I Шлимана (3000-2500 до н.э.). Пакистанские поля для Мельницы тоже не настолько новенькие, чтобы ими можно было пренебречь (2600-1800 до н.э.).

Почему название игры так или иначе переводится с большинства европейских языков как «Мельница», тоже неясно. Одни считают, что само поле с симметричными квадратами и перекрестьями напоминает крылья ветряной мельницы, но древние люди таких мельниц не знали, другие - что название восходит к старонемецкому «muhle» («ряд»), а третьи считают, что в основе лежит искажённое латинское «merellus » - «фишки».
Есть и другие теории, но эти самые популярные.

Роберт Белл считал, что Мельница родом из Египта: подобная доска действительно была там найдена на плитах крыши храма в Курне (ок. 1400-1333 гг. до н.э.), но это явно поздняя версия: поле украшено коптским крестом, что позволяет датировать её временами распространения христианства, то есть около 300-600 н.э.


Когда арабы вторглись в Египет, они переняли у местного населения эту игру. Греки тоже узнали о Мельнице от египтян при Птолемеях, а римляне - либо от греков, либо от троянцев, которых они считали своими предками.
Римский поэт Овидий среди прочих игр упоминает о Мельнице в своей «Науке любви »:

Есть и такая <игра>, где каждый выводит по трое шашек,
А побеждает, кто смог в линию выстроить их.

Судя по всему, Овидий здесь описывает простейшую 3-шашечную Мельницу, которая у римлян называлась «Tabula lusoria», «Ludus terni», «Rota» или просто «Lines» (то бишь «чёрточки»).

В точности по такому же принципу устроены: «Shisima » из Кении, «Tsoro yemutatu » из Зимбабве, «Achi » из Ганы, «Fanoron-telo » с Мадагаскара, «Tapatan » с Филиппин, «Luk tsut k"i » из Китая, «Padavettu », «Nira » и «Kallukali » из Индии, «Pitarilla тewas »; американских индейцев - и ещё несметное множество всяких прочих Мельниц (перечень займёт целую страницу).

Эта игра встречается на всех трёх континентах Старого Света, так что даже непонятно, где она была придумана впервые. В такой Мельнице у игрока всего 3 фишки (правда, в «Аши» - по 4).
В ней нет захвата - игрок, первым поставивший «мельницу», сразу выигрывает.
Анализ показывает, что при умной игре всегда будет ничья, как в крестиках-ноликах, однако это не мешало древним римлянам: Rota была у них весьма популярна:
на руинах Вечного Города повсюду выбиты в камне «доски» в виде колеса с восемью ступицами. Им 2500 лет, а на них до сих пор можно играть.


В Китай Мельница проникла примерно в 500 г. до н.э., во времена Конфуция под названием «Sam k"i», откуда попала в Корею под названием «Gonu », и - немного видоизменённая - к монголам, где была известна под поэтичным именем «Altan-Xaraacaj » («золотая ласточка»).

В Германии найдены различные типы старинных полей для игры в Мельницу - круглые, квадратные, в том числе три доски с классической разметкой из раскопок римских укреплений на Лайме. В Ирландии, при раскопках погребения в Cr Bri Chualann (нынешний Брэй в Уиклоу), датируемого 2000-500 до н.э., среди прочего погребального инвентаря также была обнаружена доска для игры в Мельницу.

В Англии Мельницу чаще всего называют «Merels».
Ещё одно популярное в англоязычных странах название Мельницы, «Nine men’s morris» («Танец девяти мужчин ») пошло гулять по свету с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летнюю ночь » нимфа Титания жалуется королю эльфов Оберону:

The fold stands empty in the drowned field,
And crows are fatted with the murrion flock;
The nine men"s morris is fill"d up with mud,
And the quaint mazes in the wanton green
For lack of tread are undistinguishable.

(То же самое в переводе М.Лозинского):
Загон пустует в наводнённом поле,
Овечьим мором сыто вороньё;
Дёрн, где играют в мельницу, затоплен.
И лабиринты на лугах зелёных
Заброшены и еле различимы.

Хотя действительно существовал такой староанглийский танец «moorish » («мавританка»), большинство исследователей сходятся в том, что слово «morris» происходит от латинского «merellus» т.е. «фишки».
Наряду с Табулой и Латрункулями, Мельница была популярна у римских легионеров, которые вряд ли любили танцевать, зато игры свои пронесли через весь континент. После падения Римской империи Мельница разделила судьбу Табулы и практически исчезла в Европе, но если последней игре помогли выжить персы и арабы, то делу сохранения и распространения Мельницы немало поспособствовали викинги.

При раскопках Гокштадтского корабля в окрестностях Сандефьорда в Норвегии (900 н.э.), в погребальной каюте ярла археологи нашли игровую доску, одна сторона которой была размечена для игры Хнефатафл 13x13, а другая - для 9-шашечной Мельницы.

Современные ролевики и реконструкторы часто и охотно копируют эту знаменитую доску.


«Mylna », как её называли викинги, оказалась, наверное, единственной игрой, которую они позаимствовали в своих грабительских походах и сохранили практически неизменённой.
На территории Руси в средние века в Мельницу играли, пожалуй, только на Псковщине и в Новгороде, куда её завезли всё те же варяги - там найдены фрагменты игровых полей и хорошо сохранившиеся доски, одна такая, вырезанная на лодочной скамье, сегодня экспонируется в городском музее.



С арабами Мельница всё дальше проникала в Африку и примерно к 1200 году н.э. добралась до Мапунгубве - древнего королевства в долине реки Лимпопо, где археологи тоже нашли очень древние доски, затем распространилась по всей Африке, включая Мадагаскар, и вернулась на Пиренейский полуостров с мавританским завоеванием.
Как следствие, она упоминается в знаменитой «Книге игр » короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.), а также во фламандском манускрипте «Роман об Александре » (1338 г.).
Позже испанские конкистадоры принесли её с собой в Америку.


Средневековая Европа с упоением заигрывалась Мельницей - это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии (и опять же - третья после нард и «Лисы и гусей» у простонародья).
Игра достигла пика своей популярности в средневековой Англии. Самым распространённым игровым набором типа «3 в 1 » в те годы стал ящичек с шахматной доской на одной стороне, Мельницей - на другой и нардами внутри, на развороте.
В Европе подобные наборы популярны до сих пор.


Доски для вельмож украшались янтарём, слоновой костью, перламутром, ценными породами дерева, сохранились целые игровые столы с отдельными полями для шахмат и для Мельницы.

Игральные поля для Мельниц вырезаны даже на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Норвиче, Солсбери и Вестминстере - монахи приспособились развлекать себя во время скучных проповедей при помощи зубочисток: это были вариации всё той же римской Rota, только поля на них обозначались дырочками, а не линиями, отсюда ещё одно, британское название 3-шашечной Мельницы - «Nine holes » («Девять дырочек»).
Правда, построение диагонали на подобных досках почему-то выигрыша не приносило.

Наверное, пора перейти к правилам.
Принцип Мельницы прост, как всё гениальное, и восходит к построению трёх фишек в ряд (то есть, всё к тем же крестикам-ноликам), только фишки в Мельнице получили возможность передвижения.
* В игре три этапа:
1. Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле - на перекрестья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд - «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается.
2. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток (в некоторых вариантах - ещё и прыгать друг через друга, но только не с линии на линию). Цель прежняя - выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника.
3. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрестье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки.
В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки.
* Ходы обязательны, если они возможны.
* При взятии игрок может снять любую фишку противника, кроме тех, которые уже образовали «мельницу».
* Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию. Самой жёсткой и опасной считается ситуация, когда игрок выстраивает рядом две параллельные «заготовки» для «мельницы», а затем, каждым следующим ходом средней фишки между ними буквально крушит позицию противника - против такой тактики нет никакого приёма, пока не наступает последняя фаза игры.
* Если игрок одним ходом строит сразу две «мельницы», он снимает две фишки соперника.
* Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты - в обеих случаях он не может построить «мельницу».
Вот, в общем, всё, что можно сказать о правилах Мельницы.
Как игры семейства манкалы уходят корнями ко временам начала земледелия, так Мельница, возможно, отсылает нас к зарождению традиций скотоводства. Пастухи и правда видят что-то очень знакомое в движении чёрных и белых фишек в пределах нескольких квадратов-загонов. В Англии её не зря называют «Shepherd"s mills » («Пастушьей мельницей»). В южных штатах США - Техасе, Нэшвилле, Нью-Мексико - Мельница до сих пор зовётся «Ковбойскими шашками ».

В ЮАР в 12-шашечные Мельницы «Morabaraba» (слева) и «Sesotho» (справа) издревле играли в деревнях, называя фишки «коровами» (кстати, в настоящее время эта игра признана там официальной спортивной дисциплиной).
В скотоводческой Туркмении «Дюз-дюм » был так популярен, что тамошние мастерицы специально ткали особые коврики с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е годы там даже проводились республиканские турниры по этой игре.

Нет сомнений, что поле для Мельницы несло не только игровую нагрузку, но и представляло собой охранные рисунки - обереги от зла . Эти изображения можно встретить на камнях в лесах европейского севера и на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли вообще можно было играть.


На Цейлоне подобные изображения издревле считались верным средством от сглаза: два таких рисунка выбиты на ступенях лестницы в храмовом комплексе на холме Михинтале - их вырезали во время правления царя Махадатика Маханага (9-21 гг. н.э.).
Для древних каменотёсов знаки в виде вписанных квадратов были символом зодческой мудрости - так называемым «вавилоном» и отображали план священного шумерского храма-зиккурата.

Древнерусские зодчие тоже рисовали подобные знаки.
По мнению В.А.Рыбакова, подобные шаблоны служили измерительным инструментом, лекалом для вычисления соотношений сторон, золотого сечения, квадратуры круга и т.д. В статье «Архитектурная математика древнерусских зодчих» Рыбаков пишет буквально следующее:
«Оказывается, что стороны прямоугольников и расстояния между узловыми точками чертежа (углами и пересечениями линий) таят в себе множество различных соотношений, которые известны в архитектуре и прикладной геометрии средневековья. [...] При помощи изучаемого нами графика можно быстро и с достаточной для практических целей точностью решить все важнейшие задачи средневековых геометров».

В нескольких милях к востоку от Северного Рейна-Вестфалии в лесу стоит так называемый «Броденский камень» (Bredenstein) с выбитым на нём характерным рисунком с двумя квадратами; этот артефакт также датируют бронзовым веком, однако его назначение до сих пор неясно - то ли это игровое поле, то ли культовый петроглиф.

В кельтской Ирландии площадки для игры в Мельницу тоже считались священными:
в центре располагался святой «котёл» - символ возрождения, от которого расходились строго ориентированные линии, означавшие четыре стороны света, четыре стихии и четыре ветра.

В плане космогонии Мельница была моделью Вселенной древних, где девять известных планет соответствовали девяти фишкам.

У древних скандинавов Мельница в астральном плане изображала три звезды Пояса Ориона - Минтака, Альнилам и Альнита, которые они называли «Прялкой Хель »: богиня смерти и правительница царства Нифльхейм в их представлении пересекала небо на спине Малой Медведицы с веретеном в одной руке и прялкой в другой и по пути сучила нить пространства-времени.
Кто слышал отечественную фолк-группу «Мельница» и знают, что её солистка зовёт себя Хелависой (да ещё и помнят песню «Прялка»), сейчас без труда сложат два и два и наконец-то поймут, откуда ноги растут.


Наверное, именно Мельница положила начало главному принципиальному «расколу», связанному с играми на досках, а именно - вопросу, куда ставить фишки: на перекрестья линий или в клетки.
В некоторые игры (Мельница, Го, рэндзю, «Лиса и гуси», «Волки и овцы» и прочее игровое зверьё) и по сей день играют исключительно на доске с перекрестьями или дырочками, в другие (шахматы, древнеримские Латрункули , японские Хасами Сёги ) - на доске с клетками.
Средневековый скандинавский Хнефатафл игрался так и так, и этак (у него было очень много разновидностей), а вот всем известные шашки претерпели интересную эволюцию:
от египетской игры «Qirkat » - в испанский Aлькуерк (что есть не более чем искажённое мавританское «Al-Qirkat »), который в конечном итоге был перенесён на индийскую аштападу (шахматную доску).
На Филиппинах и в Малайзии вплоть до середины XX века играли в шашки «Dana », полностью тождественные современным, за исключением некоторых тактических отличий и архаичной доски с перекрестьями.

Современное французское и испанское название шашек - «Dames » сходно с названием этой игры. Фирма производитель настольных игр «Ludens Planet» и сегодня выпускает именно такие игровые комплекты.
Впрочем, правды ради следует сказать, что существуют разновидности игр по типу Мельницы, в которые играют на клеточном поле, ставя фишки в клетку или на пересечения линий. Это «Дра » из Мавритании, «Дали » и «Доки » из Судана, «Вали » из Сонгаи, «Болотуду » из центральной Африки и некоторые другие.

Разновидностей Мельниц много, но различия касаются только формы поля и количества фишек, правила же одинаковые. Про 3-шашечную мельницу я рассказал достаточно.
Доска на 5 или 6 фишек - это два квадрата, один в другом.
Здесь возможностей больше, хотя игра тоже часто кончается ничьей.

На такой доске невозможно сделать «мельницу» на линиях, соединяющих квадраты, поэтому нередко добавляют ещё один перекрёсток в центре (фишек становится 7) - это не считается нарушением, но и не приветствуется, ибо первый, кто занимает центр, выигрывает. Подобный вариант был распространён в Италии, Франции и Англии в средние века, но к 1600 году тоже безнадёжно устарел.

Довольно курьёзный вариант 6-шашечной Мельницы на треугольном поле - «Sixpenny maddell» («Шестипенсовая Мельница ») существовал в XIX веке в Уилтшире в Англии.
Такое поле из трёх треугольников, хоть невелико, позволяет строить «мельницу» на всех соединительных линиях.

Самые захватывающие всё-таки большие Мельницы с 9-ю и 12-ю фишками.
Доски для них чаще всего представляют собой три квадрата, вписанные один в другой (различия только в том, как и сколько линий их соединяют). 9-шашечная Мельница - классический и самый древний вариант большой Мельницы. На таком поле три квадрата, вписанных друг в друга, и нет диагоналей - только прямые углы.

На поле для 12-шашечной Мельницы (известной в России как «Паутинка » - справа) добавлены четыре диагональные линии, и у каждого игрока уже двенадцать фишек.
Это означает, что доска может быть заполнена уже во время расстановки фишек, и если «мельница» при этом не была построена и снятия произошло, игра заканчивается вничью.

Такие доски начинают массово появляться ближе к эпохе Возрождения - на некоторых диагонали служили только для перемещения фишек, на других же допускалось построение на них полноценных «мельниц».

9-12-шашечная «Паутинка» даёт больше комбинаций для построения «мельниц».
В XX веке появились новые типы мельничных досок: 12-шашечная «Сетка » с внутренними диагоналями и 12-шашечная «Улитка » на основе, скажем так, усложнённой свастики:

«Пятиугольная 12-шашечная», «Шестиугольная 13-шашечная» и множество других, ещё более запутанных и увлекательных.

Вообще, главная изюминка этой игры - колоссальное множество придуманных для неё разнообразных досок: они отличаются количеством перекрестий и, соответственно, «мельниц», которые на них можно построить.

Если разобраться, то фактически играть в Мельницу можно на любом более-менее симметричном узоре с пересечением линий. Это могут быть разнолучевые звёзды, пяти-, шести- и прочие многоугольники с диагоналями, и совершенно фантастические «сетки» и «паутины» - малейшее изменение формы неизбежно влечёт за собой и изменение геймплея.
В частности, одна из популярных математических задач сводится к расчёту возможного количества «мельниц», которые можно построить на той или иной геометрической фигуре.

История шашек ч.11: Форсэ, Французские, Итальянские, Тайские шашки, Дана, Чекерс, Дамоне.

Шашки, шахматы и «Монополия» давно наскучили? «Вокруг света» приглашает поиграть в популярные настольные игры разных стран. В первом выпуске - самая древняя игра в истории человечества

Доска для «мельницы» из грушевого дерева, украшенная инкрустацией из слоновой кости, рога, перламутра и меди. Южная Германия, 1560–1580 год

Путешествуя по сегодняшней Европе, туристы то и дело встречают загадочный символ - три больших квадрата, вписанных один в другой. Увидеть его можно где угодно: на парапетах, на скамейках в парках, на столиках в кафе. Трудно понять его назначение, пока не заметишь, как шахматисты-любители, закончив партию, пересаживаются за столики с этим символом и увлеченно двигают фишки по перекрестьям. Разгадка проста: перед нами «мельница» - одна из древнейших настольных игр в истории.

Средневековая Европа с упоением заигрывалась «мельницей» - это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии и третья после нард и «лисы и гусей» у простонародья. В Германии ее называли mühle , в Чехии - mlýn , в Венгрии - malom , во Франции - jeu du moulin , в Италии - mulino . Почему название игры с большинства европейских языков переводится как «мельница», неясно. Некоторые лингвисты полагают, что оно пошло от старонемецкого muhle («ряд») или латинского merellus («фишка»).

Название «танец девяти мужчин», популярное в англоязычных странах, отправилось гулять по свету с легкой руки Уильяма Шекспира: игра упоминается в пьесе «Сон в летнюю ночь». В Англии на лугах встречаются большие участки с разметкой в виде мельницы, где могут встать несколько человек. Вряд ли они использовались для игры, скорее для какого-то ритуала или собственно танца.

Римляне обожали «мельницу», правда, не совсем ту, что мы знаем сегодня. Поэт Овидий в своей «Науке любви» описывает простейший трехшашечный вариант, который в Риме назывался rota («колесо»). Поле в такой игре - круг, разделенный на 4 или 8 частей, у каждого игрока всего три фишки. Выигрывает первый, выстроивший все фишки в ряд. Аналогично устроены шисима из Кении, фанорон-тело с Мадагаскара, тапатан с Филиппин, падаветту из Индии, да и хорошо известные нам крестики-нолики. Математически доказано, что при безошибочной игре результат всегда будет ничейным, однако древним римлянам это не мешало: на мостовых Вечного города повсеместно выбиты игровые «колеса». Им по три тысячи лет, и на них все еще можно играть.

После падения Римской империи «мельница» в Европе едва не исчезла, но ей помогли выжить викинги, прихватив игру вместе с остальным награбленным добром. Так, при обнаружении Гокстадтского корабля в Норвегии (IX в. н. э.) в погребальной каюте ярла (племенного вождя) археологи нашли доску для «мельницы». Скандинавы считали ее талисманом на пути в загробный мир.

Во многих культурах мельничный знак считался оберегом. Простая мельница - колесо со спицами - древнейший солярный символ, который можно увидеть среди наскальных рисунков везде, где жил человек. Сложные мельницы встречаются на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли можно было играть. Древнейшие петроглифы со знакомым символом относятся к 3000–2500 годам до н. э., а один из рисунков датируют почти что последним ледниковым периодом (8000 лет до н. э.).

Сегодня тактика этого «археоптерикса» игрового мира выглядит слегка громоздко по сравнению с маневрами динамичных игр XXI века. Но ведь большинство из них - потомки «мельницы», прародительницы почти всех настольных игр на Земле.


Игра игрой, но древнерусские зодчие использовали знак «мельницы» в качестве измерительного шаблона .

Расстояния между его узловыми точками таят в себе множество соотношений из архитектуры и прикладной геометрии. Плотникам, строителям, как и всем ремесленникам в те времена, народ приписывал магические умения - тайные связи с лесом, колдовские способности. «Вавилон» (а именно так на Руси называли «мельницу») считался символом мудрости зодчего.

Правила игры

Поле для «мельницы» можно нарисовать на листе бумаги. Для игры понадобится 18 фишек: 9 одного цвета и 9 другого.

Фазы


1. Соперники поочередно выставляют свои фишки по одной на свободные перекрестья и углы, стремясь выстроить «мельницу» - ряд из трех фишек. Игрок, которому удалось построить «мельницу», убирает с поля любую фишку соперника. В игру она больше не возвращается. Запрещается забирать фишки, которые в данный момент составляют «мельницу».


2. Когда все фишки расставлены, игроки начинают передвигать их, строго по линиям и только на свободную соседнюю позицию. Цель прежняя - составить «мельницу», чтобы убрать со стола фишку соперника. Если игрок одним ходом составляет две «мельницы», он забирает сразу две фишки.


3. Когда у игрока остается всего три фишки, они начинают «летать»: фишку можно переносить на любое перекрестье, невзирая на линии. При этом пока у соперника больше трех фишек, он продолжает играть строго по линиям. Проигрывает тот, у кого осталось две фишки (из них нельзя выстроить «мельницу») или чьи фишки оказались заперты и не могут сделать ход по линии.

Тактика


В первой фазе игра напоминает крестики-нолики: нужно помешать сопернику выстроить ряд из трех фишек. Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, при этом всякий раз происходит взятие. В самой опасной ситуации игрок делает рядом две заготовки для «мельниц», а затем ходами фишки между ними крушит позиции соперника - против такой тактики нет никакого приема, пока игра не перейдет в третью фазу.


ВАРИАНТЫ

От кольца до свастики

Изюминка «мельницы» - колоссальное количество придуманных для нее досок. Разновидности отличаются формой поля и количеством фишек, но правила везде одинаковые. В «малые мельницы» (те же крестики-нолики) играет детвора. «Танец девяти мужчин» - классический вариант, в нем нет диагоналей, только прямые углы. «Паутинка» появилась в эпоху Возрождения: здесь добавлены диагональные линии и каждому игроку дается не 9, а 12 фишек. «Сетка» с дополнительными диагоналями предоставила еще больше возможностей для построения «мельниц». В XX веке возникли новые разметки: «улитка» на основе свастики, пятиугольная, шестиугольная и множество других.

1 «Малая мельница»

2 «Римская rota »

3 «Танец девяти мужчин»

4 «Паутинка»

5 «Сетка»

6 «Улитка»

7 «Пятиугольная мельница»


Если на севере «мельницу» приютили викинги, то на юге ей помогли выжить арабы, перенявшие игру у египтян. На фото: каменная «мельница» родом из Йемена


Самодельная домашняя «мельница» из доски и пуговиц. Внутри малого квадрата - емкость для хранения битых фишек


Сепфорис, древняя столица Галилеи, впервые упомянут в летописи в 100 году до н. э. На мостовой - «мельница-паутинка»


Цветная иллюстрация из «Книги игр» (Libro de los Juegos) , которая была написана в 1283 году по велению короля Альфонсо X Кастильского


Крестьянин с «мельницей» в руках. Фрагмент французского гобелена 1510 года


По запросу 9 Men Morris можно найти десятки игр для любых мобильных платформ. Некоторые из них предлагают вступить в бой с игроками со всего мира в многопользовательском режиме.

Фото: Alamy / Legion-media (x2), Getty Images (x2), Album / East News, Bridgeman / Fotodom.ru, iStock, Carole Raddato (CC-BY-SA)

текст: Дмитрий Скирюк

Среди настольных игр, которые незаслуженно забыты в России, особое место занимает мельница. Трудно понять, как игра, в которую столько веков играют Европа и Азия, у нас оказалась на задворках. Видимо, городская жизнь на всём готовом настолько испортила людей, что когда по причине войны и прочих неурядиц фабрики перестали выпускать наборы для игры, она исчезла сама собой.

Между тем, совершенно зря: мельница проста, увлекательна, и у неё очень необычная тактика.

Мельница - дальняя родственница крестиков-ноликов. В Армении её называют «рез», в Туркмении - «дызым» или «дюз-дюм», в Молдавии - «куран», а в Европе - «моррис», «мерельс» или «миллс». Родом она из Египта - самая древняя доска найдена на плитах крыши храма в Курне (ок. 1400-1333 гг. до н.э.). Археологи нашли сотни досок для мельниц в Греции, Италии, Китае, на Цейлоне и в Исландии.

В Туркмении ткут ковры с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е года там даже проводились республиканские турниры по этой игре.

Игральные доски для мельницы вырезаны на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Солсбери и Вестминстере - монахи тайком играли на них во время долгих проповедей.

Средневековая Европа заигрывалась мельницей - она упоминается в «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.) и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338 г.).

А название «Nine Men’s Morris» - «Танец девяти мужчин» пошло гулять по миру с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летную ночь» Титания говорит: «The nine mens Morris is fild up with mud» («Дёрн, где играют в мельницу, затоплен», пер. М.Лозинского). Хотя в танце действительно есть термин «moorish», слово «morris» происходит от латинского «merellus» - «фишки». Игра была популярна у римских солдат, которые вряд ли любили танцевать, зато пронесли её через весь континент.

Правила игры

Разновидностей мельниц много, но различия касаются только формы поля и количеством фишек, правила же одинаковые.

В игре три этапа:

1. Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле - на перекрестья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд - «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается.

2. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток и прыгать друг через друга (но не с линии на линию). Цель прежняя - выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника.

3. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрестье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки. В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки.

Ходы обязательны, если они возможны.

При взятии игрок может снять любую фишку противника, кроме тех, которые уже образовали «мельницу».

Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию.

Если игрок одним ходом строит сразу две «мельницы», он снимает две фишки соперника.

Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты - в обеих случаях он не может построить «мельницу».

Разновидности полей

В простейшей мельнице у игрока всего 3 фишки (в африканской «Аши» - 4). В ней нет захвата - игрок, первым поставивший «мельницу», сразу выигрывает. Увы, анализ показывает, что при умной игре всегда будет ничья, как в крестиках-ноликах.

Это не мешало древним римлянам: «Рота» или «Tabula Lusoria» была весьма популярна: на руинах Вечного Города повсюду выбиты в камне «доски» в виде колеса с восемью ступицами. Эта игра встречается на всех трёх континентах Старого Света, и непонятно, где она была придумана впервые.


Доска на 5 или 6 фишек - это два квадрата, один в другом. Здесь возможностей больше, хотя игра тоже часто кончается ничьей.

На такой доске невозможно сделать «мельницу» на линиях, соединяющих квадраты, поэтому нередко добавляют ещё один перекрёсток в центре (а фишек становится 7) - это не считается нарушением, но и не приветствуется, ибо первый, кто занимает центр, выигрывает.

Занятный вариант мельницы на 6 фишек - «Sixpenny Maddell» существовал в Уилтшире в Англии. Такое поле из трёх треугольников, хоть невелико, позволяет строить «мельницу» на соединительных линиях.

Самые захватывающие - большие мельницы с 9 и 12 фишками. Доски для них чаще всего представляют собой три квадрата, вписанные один в другой (вопрос, как и сколько линий их соединяют).

Начните с простой мельницы, и если она наскучит, можно расчертить другую. Шашки, два альбомных листа, фломастер, линейка, клей и старая картонная шахматная доска - вот всё необходимое, чтобы сделать набор для этой невероятно увлекательной игры.

Игра предназначена только для домашнего использования. Копирование и дублирование в интернете игрового поля - запрещено!

Правила игры в Мельницу

  • Партия начинается с пустого игрового поля. Каждый игрок по очереди выставляет по одной своей шашке на любой из свободных кружков. Как только игрок смог выстроить три свои шашки в ряд по прямой линии, он снимает с доски любую из шашек противника. Этот ряд из трех фишек одного цвета и называется “мельницей”.
  • После того, как игроки выставили все свои фишки на игровое поле - можно начинать ходить.Игроки также по очереди передвигает свои фишки на соседние свободные кружки вдоль линий с той же целью построить мельницу. И так же, как только у игрока образовался новый ряд из трех фишек - он забирает любую фишку соперника.
  • Если к концу игры у одного из игроков остается только три фишки, он получает преимущество во время своего очередного хода переставлять фишку на любой свободный кружок поля, не зависимо от линий, в то время, как его соперник продолжает ходить по старым правилам, пока у него тоже не останется три фишки.
  • Игра считается выигранной, когда противник не сможет построить мельницу - либо осталось только 2 фишки, либо у игрока нет возможности сделать ход.

*Игрок может строить мельницу на одном и том же месте, сколько угодно, но фишку соперника снимать за эту мельницу - только один раз.
*Если игрок за один ход построил сразу две мельницы - снимается 2 фишки соперника.

Настольная игра с простыми правилами и со множеством возможных комбинаций. В эту игру играют по всему миру уже около 3000 лет, и она по прежнему пользуется популярностью у производителей настольных игр.

В Мельницу можно играть дома с фишками, на улице или на пляже с камешками, в гостях с пуговицами, а игровое поле можно просто расчертить на листке бумаги.
Но, чтобы заинтересовать этой старинной игрой детей, предлагаем распечатать красочное игровое поле и подготовить 18 настоящих фишек, по 9 штук каждого цвета.

Итак, настала пора потихоньку переходить к играм, так сказать, «без костей».
Начнём с древнейшей - с «Мельницы»!

Игра, которую в России называют «Мельница», - дальняя родственница крестиков-ноликов. В Германии её называют «Mühle», в Дании - «Møller» или «Møllespil», в Голландии - тоже «Molenspel» (а также «Negensticken» - «девять палочек»), в Швеции - «Qvarn» или «Dubbel-qvarn», в Исландии - «Mylna» или «Mylla», в Чехии - «Млын», в Венгрии - «Malomsdi», во Франции - «Jeu de moulin» или «Charett», в Италии - «Mulinello», в Индии - «Tule paid», в Бангладеш - «Bara-guti-pait-pait», на Цейлоне - «Nerenchi keliya», в Армении - «Рез», в Молдавии - «Куран», а в Туркмении - «Дызым» или «Дюз-дюм».
Происхождение Мельницы теряется во тьме веков. Древнейшие поля для Мельницы, конечно же, до наших дней не сохранились:).

Возможно, Мельница была первой игрой после манкалы, из алгоритма которой человек сознательно исключил всякий элемент везения: в ней нет игральных костей, палочек и других генераторов случайных чисел, а только разум и расчёт. Археологи нашли сотни древних досок для игры в Мельницу в Египте, Греции, Италии, Исландии, в Китае, Пакистане, Индии и на Цейлоне. Древнейшие следы Мельницы находят уже в Трое I Шлимана (3000-2500 до н.э.). Пакистанские поля для Мельницы тоже не настолько новенькие, чтобы ими можно было пренебречь (2600-1800 до н.э.).
Почему название игры так или иначе переводится с большинства европейских языков как «Мельница», тоже неясно. Одни считают, что само поле с симметричными квадратами и перекрестьями напоминает крылья ветряной мельницы, но древние люди таких мельниц не знали, другие - что название восходит к старонемецкому «muhle» («ряд»), а третьи считают, что в основе лежит искажённое латинское «merellus» - «фишки». Есть и другие теории, но эти самые популярные.

Роберт Белл считал, что Мельница родом из Египта: подобная доска действительно была там найдена на плитах крыши храма в Курне (ок. 1400-1333 гг. до н.э.), но это явно поздняя версия: поле украшено коптским крестом, что позволяет датировать её временами распространения христианства, то есть около 300-600 н.э.

Когда арабы вторглись в Египет, они переняли у местного населения эту игру. Греки тоже узнали о Мельнице от египтян при Птолемеях, а римляне - либо от греков, либо от троянцев, которых они считали своими предками. Римский поэт Овидий среди прочих игр упоминает о Мельнице в своей «Науке любви»:

Есть и такая <игра>, где каждый выводит по трое шашек,
А побеждает, кто смог в линию выстроить их.

Судя по всему, Овидий здесь описывает простейшую 3-шашечную Мельницу, которая у римлян называлась «Tabula lusoria», «Ludus terni», «Rota» или просто «Lines» (то бишь «чёрточки»).

В точности по такому же принципу устроены: «Shisima» из Кении, «Tsoro yemutatu» из Зимбабве, «Achi» из Ганы, «Fanoron-telo» с Мадагаскара, «Tapatan» с Филиппин, «Luk tsut k"i» из Китая, «Padavettu», «Nira» и «Kallukali» из Индии, «Pitarilla тewas» американских индейцев - и ещё несметное множество всяких прочих Мельниц (перечень займёт целую страницу). Эта игра встречается на всех трёх континентах Старого Света, так что даже непонятно, где она была придумана впервые. В такой Мельнице у игрока всего 3 фишки (правда, в «Аши» - по 4). В ней нет захвата - игрок, первым поставивший «мельницу», сразу выигрывает. Анализ показывает, что при умной игре всегда будет ничья, как в крестиках-ноликах, однако это не мешало древним римлянам: Rota была у них весьма популярна: на руинах Вечного Города повсюду выбиты в камне «доски» в виде колеса с восемью ступицами. Им 2500 лет, а на них до сих пор можно играть.

В Китай Мельница проникла примерно в 500 г. до н.э., во времена Конфуция под названием «Sam k"i», откуда попала в Корею под названием «Gonu», и - немного видоизменённая - к монголам, где была известна под поэтичным именем «Altan-Xaraacaj» («золотая ласточка»).
В Германии найдены различные типы старинных полей для игры в Мельницу - круглые, квадратные, в том числе три доски с классической разметкой из раскопок римских укреплений на Лайме. В Ирландии, при раскопках погребения в Cr Bri Chualann (нынешний Брэй в Уиклоу), датируемого 2000-500 до н.э., среди прочего погребального инвентаря также была обнаружена доска для игры в Мельницу.
В Англии Мельницу чаще всего называют «Merels». Ещё одно популярное в англоязычных странах название Мельницы, «Nine men’s morris» («Танец девяти мужчин») пошло гулять по свету с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летнюю ночь» нимфа Титания жалуется королю эльфов Оберону:

The fold stands empty in the drowned field,
And crows are fatted with the murrion flock;
The nine men"s morris is fill"d up with mud,
And the quaint mazes in the wanton green
For lack of tread are undistinguishable.

(То же самое в переводе М.Лозинского):

Загон пустует в наводнённом поле,
Овечьим мором сыто вороньё;
Дёрн, где играют в мельницу, затоплен.
И лабиринты на лугах зелёных
Заброшены и еле различимы.

Хотя действительно существовал такой староанглийский танец «moorish» («мавританка»), большинство исследователей сходятся в том, что слово «morris» происходит от латинского «merellus» т.е. «фишки». Наряду с Табулой и Латрункулями, Мельница была популярна у римских легионеров, которые вряд ли любили танцевать, зато игры свои пронесли через весь континент. После падения Римской империи Мельница разделила судьбу Табулы и практически исчезла в Европе, но если последней игре помогли выжить персы и арабы, то делу сохранения и распространения Мельницы немало поспособствовали викинги. При раскопках Гокштадтского корабля в окрестностях Сандефьорда в Норвегии (900 н.э.), в погребальной каюте ярла археологи нашли игровую доску, одна сторона которой была размечена для игры Хнефатафл 13x13, а другая - для 9-шашечной Мельницы. Современные ролевики и реконструкторы часто и охотно копируют эту знаменитую доску.

«Mylna», как её называли викинги, оказалась, наверное, единственной игрой, которую они позаимствовали в своих грабительских походах и сохранили практически неизменённой. На территории Руси в средние века в Мельницу играли, пожалуй, только на Псковщине и в Новгороде, куда её завезли всё те же варяги - там найдены фрагменты игровых полей и хорошо сохранившиеся доски, одна такая, вырезанная на лодочной скамье, сегодня экспонируется в городском музее.


С арабами Мельница всё дальше проникала в Африку и примерно к 1200 году н.э. добралась до Мапунгубве - древнего королевства в долине реки Лимпопо, где археологи тоже нашли очень древние доски, затем распространилась по всей Африке, включая Мадагаскар, и вернулась на Пиренейский полуостров с мавританским завоеванием. Как следствие, она упоминается в знаменитой «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.), а также во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338 г.). Позже испанские конкистадоры принесли её с собой в Америку.

Средневековая Европа с упоением заигрывалась Мельницей - это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии (и опять же - третья после нард и «Лисы и гусей» у простонародья). Игра достигла пика своей популярности в средневековой Англии. Самым распространённым игровым набором типа «3 в 1» в те годы стал ящичек с шахматной доской на одной стороне, Мельницей - на другой и нардами внутри, на развороте. В Европе подобные наборы популярны до сих пор.

Доски для вельмож украшались янтарём, слоновой костью, перламутром, ценными породами дерева, сохранились целые игровые столы с отдельными полями для шахмат и для Мельницы.

Игральные поля для Мельниц вырезаны даже на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Норвиче, Солсбери и Вестминстере - монахи приспособились развлекать себя во время скучных проповедей при помощи зубочисток: это были вариации всё той же римской Rota, только поля на них обозначались дырочками, а не линиями, отсюда ещё одно, британское название 3-шашечной Мельницы - «Nine holes» («Девять дырочек»). Правда, построение диагонали на подобных досках почему-то выигрыша не приносило.
Наверное, пора перейти к правилам.
Принцип Мельницы прост, как всё гениальное, и восходит к построению трёх фишек в ряд (то есть, всё к тем же крестикам-ноликам), только фишки в Мельнице получили возможность передвижения.
* В игре три этапа:
1. Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле - на перекрестья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд - «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается.
2. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток (в некоторых вариантах - ещё и прыгать друг через друга, но только не с линии на линию). Цель прежняя - выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника.
3. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрестье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки. В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки.
* Ходы обязательны, если они возможны.
* При взятии игрок может снять любую фишку противника, кроме тех, которые уже образовали «мельницу».
* Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию. Самой жёсткой и опасной считается ситуация, когда игрок выстраивает рядом две параллельные «заготовки» для «мельницы», а затем, каждым следующим ходом средней фишки между ними буквально крушит позицию противника - против такой тактики нет никакого приёма, пока не наступает последняя фаза игры.
* Если игрок одним ходом строит сразу две «мельницы», он снимает две фишки соперника.
* Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты - в обеих случаях он не может построить «мельницу».
Вот, в общем, всё, что можно сказать о правилах Мельницы.
Как игры семейства манкалы уходят корнями ко временам начала земледелия, так Мельница, возможно, отсылает нас к зарождению традиций скотоводства. Пастухи и правда видят что-то очень знакомое в движении чёрных и белых фишек в пределах нескольких квадратов-загонов. В Англии её не зря называют «Shepherd"s mills» («Пастушьей мельницей»). В южных штатах США - Техасе, Нэшвилле, Нью-Мексико - Мельница до сих пор зовётся «Ковбойскими шашками».

В ЮАР в 12-шашечные Мельницы «Morabaraba» (слева) и «Sesotho» (справа) издревле играли в деревнях, называя фишки «коровами» (кстати, в настоящее время эта игра признана там официальной спортивной дисциплиной). В скотоводческой Туркмении «Дюз-дюм» был так популярен, что тамошние мастерицы специально ткали особые коврики с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е годы там даже проводились республиканские турниры по этой игре.

Нет сомнений, что поле для Мельницы несло не только игровую нагрузку, но и представляло собой охранные рисунки - обереги от зла. Эти изображения можно встретить на камнях в лесах европейского севера и на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли вообще можно было играть.

На Цейлоне подобные изображения издревле считались верным средством от сглаза: два таких рисунка выбиты на ступенях лестницы в храмовом комплексе на холме Михинтале - их вырезали во время правления царя Махадатика Маханага (9-21 гг. н.э.). Для древних каменотёсов знаки в виде вписанных квадратов были символом зодческой мудрости - так называемым «вавилоном» и отображали план священного шумерского храма-зиккурата. Древнерусские зодчие тоже рисовали подобные знаки. По мнению В.А.Рыбакова, подобные шаблоны служили измерительным инструментом, лекалом для вычисления соотношений сторон, золотого сечения, квадратуры круга и т.д. В статье «Архитектурная математика древнерусских зодчих» Рыбаков пишет буквально следующее: «Оказывается, что стороны прямоугольников и расстояния между узловыми точками чертежа (углами и пересечениями линий) таят в себе множество различных соотношений, которые известны в архитектуре и прикладной геометрии средневековья. [...] При помощи изучаемого нами графика можно быстро и с достаточной для практических целей точностью решить все важнейшие задачи средневековых геометров».
В нескольких милях к востоку от Северного Рейна-Вестфалии в лесу стоит так называемый «Броденский камень» (Bredenstein) с выбитым на нём характерным рисунком с двумя квадратами; этот артефакт также датируют бронзовым веком, однако его назначение до сих пор неясно - то ли это игровое поле, то ли культовый петроглиф.

В кельтской Ирландии площадки для игры в Мельницу тоже считались священными: в центре располагался святой «котёл» - символ возрождения, от которого расходились строго ориентированные линии, означавшие четыре стороны света, четыре стихии и четыре ветра. В плане космогонии Мельница была моделью Вселенной древних, где девять известных планет соответствовали девяти фишкам.

У древних скандинавов Мельница в астральном плане изображала три звезды Пояса Ориона - Минтака, Альнилам и Альнита, которые они называли «Прялкой Хелы»: богиня смерти и правительница царства Нифльхейм в их представлении пересекала небо на спине Малой Медведицы с веретеном в одной руке и прялкой в другой и по пути сучила нить пространства-времени. Кто слышал отечественную фолк-группу «Мельница» и знают, что её солистка зовёт себя Хелависой (да ещё и помнят песню «Прялка»), сейчас без труда сложат два и два и наконец-то поймут, откуда ноги растут.

Наверное, именно Мельница положила начало главному принципиальному «расколу», связанному с играми на досках, а именно - вопросу, куда ставить фишки: на перекрестья линий или в клетки. В некоторые игры (Мельница, Го, рэндзю, «Лиса и гуси», «Волки и овцы» и прочее игровое зверьё) и по сей день играют исключительно на доске с перекрестьями или дырочками, в другие (шахматы, древнеримские Латрункули, японские Хасами Сёги) - на доске с клетками. Средневековый скандинавский Хнефатафл игрался так и так, и этак (у него было очень много разновидностей), а вот всем известные шашки претерпели интересную эволюцию: от египетской игры «Qirkat» - в испанский Aлькуерк (что есть не более чем искажённое мавританское «Al-Qirkat»), который в конечном итоге был перенесён на индийскую аштападу (шахматную доску). На Филиппинах и в Малайзии вплоть до середины XX века играли в шашки «Dana», полностью тождественные современным, за исключением некоторых тактических отличий и архаичной доски с перекрестьями.

Современное французское и испанское название шашек - «Dames» сходно с названием этой игры. Фирма производитель настольных игр «Ludens Planet» и сегодня выпускает именно такие игровые комплекты.
Впрочем, правды ради следует сказать, что существуют разновидности игр по типу Мельницы, в которые играют на клеточном поле, ставя фишки в клетку или на пересечения линий. Это «Дра» из Мавритании, «Дали» и «Доки» из Судана, «Вали» из Сонгаи, «Болотуду» из центральной Африки и некоторые другие.

Разновидностей Мельниц много, но различия касаются только формы поля и количества фишек, правила же одинаковые. Про 3-шашечную мельницу я рассказал достаточно. Доска на 5 или 6 фишек - это два квадрата, один в другом. Здесь возможностей больше, хотя игра тоже часто кончается ничьей.

На такой доске невозможно сделать «мельницу» на линиях, соединяющих квадраты, поэтому нередко добавляют ещё один перекрёсток в центре (фишек становится 7) - это не считается нарушением, но и не приветствуется, ибо первый, кто занимает центр, выигрывает. Подобный вариант был распространён в Италии, Франции и Англии в средние века, но к 1600 году тоже безнадёжно устарел.

Довольно курьёзный вариант 6-шашечной Мельницы на треугольном поле - «Sixpenny maddell» («Шестипенсовая Мельница») существовал в XIX веке в Уилтшире в Англии. Такое поле из трёх треугольников, хоть невелико, позволяет строить «мельницу» на всех соединительных линиях.

Самые захватывающие всё-таки большие Мельницы с 9-ю и 12-ю фишками. Доски для них чаще всего представляют собой три квадрата, вписанные один в другой (различия только в том, как и сколько линий их соединяют). 9-шашечная Мельница - классический и самый древний вариант большой Мельницы. На таком поле три квадрата, вписанных друг в друга, и нет диагоналей - только прямые углы.

На поле для 12-шашечной Мельницы (известной в России как «Паутинка» - справа) добавлены четыре диагональные линии, и у каждого игрока уже двенадцать фишек. Это означает, что доска может быть заполнена уже во время расстановки фишек, и если «мельница» при этом не была построена и снятия произошло, игра заканчивается вничью. Такие доски начинают массово появляться ближе к эпохе Возрождения - на некоторых диагонали служили только для перемещения фишек, на других же допускалось построение на них полноценных «мельниц». 9-12-шашечная «Паутинка» даёт больше комбинаций для построения «мельниц».
В XX веке появились новые типы мельничных досок: 12-шашечная «Сетка» с внутренними диагоналями и 12-шашечная «Улитка» на основе, скажем так, усложнённой свастики:

«Пятиугольная 12-шашечная», «Шестиугольная 13-шашечная» и множество других, ещё более запутанных и увлекательных.

Вообще, главная изюминка этой игры - колоссальное множество придуманных для неё разнообразных досок: они отличаются количеством перекрестий и, соответственно, «мельниц», которые на них можно построить.

Если разобраться, то фактически играть в Мельницу можно на любом более-менее симметричном узоре с пересечением линий. Это могут быть разнолучевые звёзды, пяти-, шести- и прочие многоугольники с диагоналями, и совершенно фантастические «сетки» и «паутины» - малейшее изменение формы неизбежно влечёт за собой и изменение геймплея. В частности, одна из популярных математических задач сводится к расчёту возможного количества «мельниц», которые можно построить на той или иной геометрической фигуре.