Первая монета из золота и серебра. История монет. Самые необычные монеты мира

До происхождения монет на протяжении веков миссию платежного средства, т.е. денег, выполняли различные предметы применения: раковины, рабы, зерно, скот, и другое. В эпоху бронзы денежным эквивалентом стал металл.

С развитием торговли, и производства ведущюю роль стали выполнять слитки из драгоценных металлов и меди разной формы и веса, имея высокую ценность при относительно небольшой массе. Во втором тысячелетии до н.э. в Вавилоне купцы при применении слитков или колец из драгоценных металлов гарантировали их вес и содержание металла клеймом.

Около 700 года до н.э. в Лидии и ионических городах Малой Азии появились монеты, которые постепенно начали вытеснять весовые деньги. Они отличались от весовых денег тем, что их изготовлением занималось само государство. Из монеты получились деньги в виде удобного кусочка металла, за содержание благородного металла в котором государство ручалось нанесенным изображением и надписью. Помимо экономической функции, оно придало этому средству платежа и обращения еще и функцию носителя информации. Появление монет стало в качестве платежного средства к существованию, и привело к укреплению ключевых позиций государства в экономике.

К примеру сказать, в Греции, где денежные фабрики были государственные, жизнь без государства, государственного регулирования и государственных законов для граждан страны стала невозможной уже и по экономическим причинам. Монеты это знак, отчеканенный из золота, серебра, меди или других металлов и сплавов имеет лицевую - аверс, и оборотную - реверс, стороны. Сбоку поверхность монеты - гурт.

Самые первые монеты появились в высокоразвитой культуре древнего Китая в середине второго тысячелетия до н.э. Были изготовлены из бронзы литьём. В VII в. до н.э. в странах Средиземноморья появились первые чеканные монеты. Изготовление и чеканка монет было делом относительно простым, сперва плавили металл и отливали маленькие круглые диски, эти диски подвергали чеканке.

В античности развитие монет происходило греческими рабовладельческими государствами, затем Древним Римом и достигло своей вершины в период наибольшего расширения территории Римской империи. Слово «монета» - это одно из имен древнеримской богини Юноны и одновременно название первого римского монетного двора при храме Юноны на Капитолийском холме в Древнем Риме.

Когда появились первые монеты, появились и подделки. Так в Древней Греции этот вид преступления получил большое распространение, в IV в. до н.э. в Афинах в законах Солона за изготовление фальшивых монет была предусмотрена смертная казнь. Фальшивые монеты былы повседневным явлением, народ знал слова высеченные на стене святилища Аполлона в Афинах: «Лучше подделывать монету, чем истину ».

Во время недавних раскопок одного из древних поселений викингов в Англии археологи нашли старинную арабскую серебряную монету, которая оказалась вовсе не серебряной, а изготовленной из меди с тонким серебряным покрытием, это была искусная подделка. Считают главным центром фальшивомонетничества во времена расцвета Древнего Рима являлся экономически слабый Египет. Впервые возникли методы и приемы проверки подлинности монет. Когда Антоний прибыл в Египет, в его свите были опытные, как бы мы их сейчас назвали, «специалисты по экспертизе монет».

Основными металлами для изготовления монет в течение столетий были золото, серебро и медь. Государство или правитель, чеканившие деньги, удостоверяли как точность веса, так и пробу сплава монеты. В истории можно найти как минимум три способа подделки монет. Первый - это уменьшение веса монеты, или чеканка неполновесной монеты. Второй - уменьшение содержания драгметалла в монете, или снижение пробы монеты. Иногда такие способы подделки называют «порчей монет». И третий способ - изготовление «золотых» и «серебряных» монет из неблагородных металлов. Им только придавался вид подлинных, иногда их покрывали тонким слоем драгоценного металла.

Были приемы проверки подлинности монет. Простой при помощи ножа, срезался кусочек монеты и по срезу легко устанавливалось, настоящая или поддельная. Например, только покрытая слоем драгоценного металла. Правда, фальшивомонетчики быстро нашли выход из положения: они сами делали на поддельной монете надрез и серебрили его. Причем научились это делать очень давно. Кроме ножа, монету проверяли «на зуб»: если зуб не берет - значит, поддельная, так как хорошо было известно, что золото и серебро - относительно мягкие металлы, и зубы оставляли на них метку. Монету испытывали на звук бросали на камень, если был звонкий, чистый звук - значит, монета подлинная, глухой - поддельная.

Изготовление поддельных денежных знаков, а также переделка подлинных наносили ущерб государству, и фальшивомонетчики всегда строго преследовалось в соответствии с законами. Однако даже угроза самого сурового наказания, а практически везде это была смертная казнь, не останавливала фальшивомонетчиков.

Соблазн подделывать монеты был вызван еще и тем обстоятельством, что монеты первоначально чеканились крайне небрежно. Форма их была неправильная, изображения на аверсе и реверсе неясные. Объясняется это как несовершенством техники на монетных дворах того времени, так и отсутствием строгого государственного надзора за чеканкой и состоянием денежного обращения.

Порой перед соблазном обогащения путем фальшивомонетничества не могли устоять короли. Английский король Генрих VI весьма оригинально воспользовался открытием своего придворного алхимика, который установил, что если натирать медную монету ртутью, то ее очень трудно отличить от серебряной. С целью пополнить свою казну король без колебаний отдал приказ изготовить таким необычным образом партию «серебряных» монет. В обращении находились очень недолго: обманутые подданные были настолько возмущены, что пришлось прекратить «чеканку» этих монет.

Золотые монеты фальшивомонетчики в прошлом также не обошли своим вниманием. Алхимики - научились создавать особые металлические сплавы, очень похожие на золото, также сверлили дыры, заполняли их поддельным «золотом», а высверленную часть монеты собирали для дохода. Изготовление фальшивых денег в XVII-XVIII в.в. в Англии было делом обычным. Порой и банки не могли определить: где настоящие, а где фальшивые? Причина в том, что производство денежных знаков осуществлялось настолько небрежно, что подделать их не составляло особого труда. Так было до 1844 г., когда специальным законом в Англии был установлен четкий порядок изготовления денег и введены жесткие требования к их качеству.

Чеканка монет была одной из наиболее важных прерогатив государства. Выпуск был связан с именем нового государя. Чеканка монеты была знаком его прав, власти, политических успехов. Например, в X-XI в.в. были отчеканены одни из древнейших русских монет с изображением древнерусского князя на троне и подписями: «Владимир на столе», «Владимир, а се его злато», «Владимир, а се его серебро».

Историю производства и обращения русской монеты, которая насчитывает уже десять веков, можно разделить на несколько периодов:

  • монеты домонгольской Руси;
  • платежные слитки безмонетного периода;
  • монеты периода феодальной раздробленности;
  • монеты Русского централизованного государства;
  • монеты императорского периода;
  • монеты современного чекана.

Первые 4 относятся к самому большому времени - от начала русской монетной чеканки в конце X в. до завершения денежной реформы Петра I в начале XVIII в. Время выпуска в обращение монет пятой категории практически совпадает с периодом существования в России абсолютистского государства с начала XVIII в. и до 1917 г. Монеты императорского периода - это монеты регулярного чекана с точной датировкой, указанием имени правителя, номинала и места чеканки.

Самое раннее упоминание о фальшивомонетчиках на Руси можно найти в одной из новгородских летописей. В 1447 г. некий «ливец и весец» (литейщик и весовщик драгоценных металлов) Федор Жеребец промышлял изготовлением гривен из неполноценного металла. На Руси, как и везде, фальшивомонетничество каралось, тем не менее оно не прекращалось.

По решению царя Алексея Михайловича в 1655 г. были выпушены в обращение медные монеты с нарицательной стоимостью серебряных. А спустя некоторое время обнаружилось, что некоторые денежные мастера, жившие прежде небогато, при медных деньгах быстро обогатились. Причина этого стала понятна, когда у них изъяли незаконно чеканенные монеты и сами чеканы. Подделка монет в России в XVII в. превратилась в настоящее бедствие. Появилось огромное количество фальшивых медных денег. Кроме этого, в России также научились изготавливать «серебряные» монеты путем натирания их ртутью. Такие «монеты» были нередки, и их называли «портутены». В этот же период появились «серебряные» монеты, изготовленные путем покрытия медных болванок оловом (лужение).

Начало XVIII в. известно коренной ломкой денежного хозяйства, сложившегося в России в предшествующую эпоху. Реформа Петра 1 в 1698-1717 г.г. вывела русскую монетную систему на уровень развитых европейских стран. Эта реформа дала стране удобные средства платежа в виде серебряных и медных монет, набор номиналов которых был основан на десятичной системе. Ручная чеканка монет, являвшаяся основой русского монетного производства, была заменена машинной. Во внутреннем денежном обращении страны утвердилась медная монета, дискредитированная предыдущей реформой 1654-1663 гг. На всей территории России была установлена единая денежная система.

Мероприятия, проводившиеся правительством, были направлены на дальнейшее приспособление монетной системы к потребностям государства. При преемниках Петра I финансовое хозяйство России находилось в весьма запушенном состоянии. Государственная казна обременялась расточительностью императриц, сменявшихся на престоле, а также огромными затратами, связанными с ведением войн. Данные обстоятельства не могли не сказаться на состоянии государственного бюджета, который и без того был хронически дефицитным. Основными действиями правительства в области денежного обращения стали конъюнктурное изменение весовой нормы монет и пробы сплава монет из драгоценных металлов, а также увеличение объема монетной чеканки. Так, за 18 лет, прошедших с момента появления в России первых монет нового образца, введенных реформой Петра I, монетная стопа медной монеты, равнявшаяся вначале 12,8 руб. из пуда меди, повышалась трижды и к 1718 г. достигла 40 руб. из пуда (при цене на медь порядка 8 руб. за пуд). В результате казна значительно пополнилась дополнительной прибылью, но в денежном хозяйстве страны возникли крайне нежелательные явления. Прежде всего, одновременное обращение медных монет, чеканенных по различной весовой норме, привело к исчезновению из обращения полновесной медной монеты, а также серебряной и золотой, которую население удерживало у себя, а государственные налоги казна стала получать и легковесной медной монете. Кроме того, рынок оказался наводненным фальшивыми медными монетами, фабрикация которых после введения 40-рублевой монетной стопы стала чрезвычайно прибыльной и осуществлялась не только внутри страны, но и за рубежом.

Для 1 половины XVIII столетия становится характерным резкое увеличение чеканки медных монет с фискальной целью. Превратившись в основное средство обращения и платежа, обесценившиеся медные монеты поступали в казну в виде налогов и других платежей. Это снижало общий эффект от их чеканки, усиливало финансовые затруднения правительства. По этой причине правящие круги России вынуждены были временно отказаться от дальнейшего злоупотребления чеканкой медных монет и снижения содержания чистого металла в серебряной и золотой монете. Правительству необходимы были новые источники доходов, и прежде всего за счет выпуска в обращение новых денег. Таким источником и стала эмиссия бумажных денежных знаков, осуществленная в России в 60-х годах XVIII в. С этого времени монета в России начинает обращаться параллельно c бумажными денежными знаками - ассигнациями. Монеты, в первую очередь медные, постепенно превращаются в разменное средство при ассигнациях.

Постоянное увеличение количества ассигнаций, находящихся в обращении, выпуск которых использовался правительством как источник покрытия своих расходов, неизбежно привело к падению курса ассигнаций по отношению к золотой и серебряной монете. В связи с этим многие владельцы ассигнаций стремились разменять их на звонкую монету. Поскольку к концу 80-х годов XVIII в. для выполнения разменных операций Государственный ассигнационный банк уже не располагал необходимым количеством монет, правительство вынуждено было приостановить размен, причем без издания специального правительственного акта, что и привело к исчезновению из обращения золотой и серебряной монеты, которые стали средством накопления.

Манифест от 20 июня 1810 г. установил всеобщей законной счетной денежной единицей для всех платежей в стране рубль с содержанием чистого серебра в 4 золотника 21 долю (18 г), который стал основой денежной системы России в XIX п. Все ранее выпущенные серебряные и золотые монеты оставались в денежном обращении. Их стоимость выражалась в соотношении с новым серебряным рублем. Несколько позднее манифестом от 29 августа 1810 г. окончательно было определено назначение медной монеты, которая была признана разменной. В стране было объявлено о введении системы открытой чеканки серебряной и золотой монеты: каждый желающий мог принести на Монетный двор металл в слитках для изготовления из него монеты, плата за это не взималась. Предполагалось, что все эти мероприятия послужат созданию новой денежной системы России, основанной на серебряном монометаллизме с обращением банкнот, обеспеченных в основном серебром. Однако после вторжения в Россию Наполеона в 1812 г., когда война потребовала огромных материальных и денежных затрат, правительство было не в состоянии завершить реформу. Ассигнации были признаны законным платежным средством, обязательным к обращению на всей территории империи. Все расчеты и платежи должны были производиться преимущественно ассигнациями. Соотношение между бумажными и металлическими деньгами устанавливалось частными лицами, а не правительством. В 1815 г. курс ассигнационного рубля упал до 20 коп. серебром.

Изменения русской денежной системы на основе серебряного рубля была произведена в 1839-1843 г.г. В ходе этой реформы обесцененные ассигнации были постепенно заменены государственными кредитными билетами, подлежавшими равноценному размену на серебро. Медные деньги вновь приобрели роль разменного средства при серебряном рубле. Обозначение номинала медных монет образца 1839 г. содержит указание на то, что эти монеты равноценны серебряным, например: «2 копейки серебром». Главным средством платежа устанавливался серебряный рубль. Государственным ассигнациям отводилась роль только вспомогательного денежного знака. Они должны были приниматься по постоянному и неизменному курсу. Этот курс составлял 3 руб. 50 коп. ассигнациями за серебряный рубль.

Первого июля 1839 г. был опубликован указ «Об учреждении Депозитной Кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке». Депозитная касса принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. Билеты депозитной кассы были объявлены законным платежным средством с правом обращения по всей территории страны наравне с серебряной монетой. С помощью депозитных билетов, на 100% обеспеченных серебром и размениваемых на него, правительство стремилось возродить доверие народа к бумажным денежным знакам. Правительство не имело возможности использовать выпуск депозитных билетов с целью увеличения доходов государственного казначейства, для чего требовались иные принципы эмиссии. Постепенный переход к ним был совершен в процессе выпуска нового вида денежных знаков - так называемых кредитных билетов, только частично покрытых металлом. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой.

Введение системы серебрянных монет с обращением бумажных денежных знаков, на 1/6 покрытых металлом, в первый момент способствовало укреплению денежной системы в России. Однако в 1853 г. началась Крымская война, окончившаяся тяжелым военным поражением России и истощением ее финансов. Эмиссия временных выпусков государственных кредитных билетов явилась для правительства России главным источником финансирования военных расходов и покрытия дефицита государственного бюджета. Это привело к падению их курса и вызвано серьезные затруднения с разменом кредитных билетов на серебро и золото. В начале 1854 г. правительство вынуждено было прекратить свободный размен кредитных билетов на золото. Размен на серебро производился с перебоями. В 1858 г. он прекратился, так как разменный фонд не мог обеспечить звонкой монетой всех желающих. В поисках выхода из создавшегося положения правительство с 1860 г. увеличивает выпуск разменной серебряной монеты за счет уменьшения на 15 % содержания в ней чистого серебра: если начиная с 1764 г. серебряный рубль в разменной монете содержал 18 г чистого серебра, то теперь это содержание снизилось до 15,3 г. Повторное снижение содержания чистого серебра в разменной монете (до 9 г в рубле) было произведено с аналогичной целью в 1867 г. Одновременно была повышена цена медной монеты с 32 до 50 руб. из пуда. Денежное обращение носило явно инфляционный характер.

В конце XIX в. для стабильного развития экономики в России началась подготовка к денежной реформе, цель которой сводилась к замене инфляционного обращения неразменных бумажных денежных знаков системой золотого монометаллизма с банкнотным обращением, переход к которой уже совершили многие развитые капиталистические страны. Правительство, приступило к денежной реформе, предприняло ряд мер по постепенному внедрению золотой монеты в денежное обращение, стремясь при этом обеспечить определенное соотношение между кредитным и золотым рублем. Фактически золотые монеты участвовали в денежном обращении. Однако в стране денежной единицей формально все еще являлся серебряный рубль, что ограничивало сферу функционирования золотой монеты. Первым этапом реформы явилось разрешение в 1895 г. сделок с золотом. По таким сделкам уплата производилась либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа, 24 мая 1895 г. учреждениям Государственного банка было разрешено покупать и продавать золотую монету по курсу. Фактически это означало установление размена кредитных билетов на золото. 3 января 1897 г. было установлено, что 1 руб. золотом равнялся 1 руб. 50 коп. кредитными билетами. Тем самым был окончательно подготовлен переход к системе золотого монометаллизма, которая законодательно устанавливалась с 3 января 1897 г.

В ноябре 1897 г. был введен неограниченный размен кредитных билетов на золото, и им был присвоен статус законного платежного средства наравне с золотой монетой. Основой денежной системы Российской империи стал золотой рубль, который содержал 17,424 доли чистого золота. В связи с введением системы золотого монометаллизма серебряная монета была превращена во вспомогательное средство платежа.

Естественно, находившиеся в обращении серебряные и золотые монеты постоянно были объектом интереса фальшивомонетчиков. Конечно, власти предпринимали решительные шаги к тому, чтобы предотвратить подделку денежных знаков. Например, занимаясь составлением новых программ выпуска монет, чиновники Министерства финансов буквально с первых же шагов начинали думать об их защите. Так, в записке министра финансов, датированной 1 февраля 1867 г., «О выпуске в народное обращение новой разменной серебряной и медной монеты» читаем: «Для затруднения же подделки необходимо составить новые, более красивые рисунки, приняв, кроме других улучшений, для надписей на монете два рода букв: выпуклые и вдавленные. Буквы эти требуют разного способа приготовления, и, следовательно, для выделки фальшивых штемпелей будет необходимо большое искусство ». Необходимо отметить, что, помимо большого искусства, производство вдавленных и выпуклых надписей требует еще и сложных технических приспособлений, в том числе и мощного прессового оборудования, которого, конечно же, фальшивомонетчики не имели.

Система золотого монометаллизма с обращением кредитных, билетов просуществовала в России вплоть до 1914 г. С первых же дней после вступления России в Первую мировую войну правительство для покрытия дефицита государственного бюджета начало использовать эмиссию кредитных билетов, а закон от 27 июля 1914 г. ликвидировал размен кредитных билетов на золото. С развитием инфляционного процесса, начался и процесс исчезновения звонкой монеты из обращения. С прекращением размена кредитных билетов на золото население стало тезаврировать золотую, а затем серебряную монету. Золотая, серебряная, а впоследствии и медная монета полностью исчезли из обращения и осели на руках у населения и форме сокровищ.

После долгого перерыва монета вернулась в денежное обращение уже в советское время. На завершающем этапе денежной реформы 1922-1924 г.г. в обращение была выпущена заготовленная ранее серебряная монета достоинством в 10, 15, 20, 50 коп. и 1 руб. и медная монета в 1, 2, 3 и 5 коп. Таким образом, была осуществлена первая монетная программа Правительства СССР. Однако в конце 20-х годов было окончательно признано, что чеканка монет из золота, серебра и меди «съедает» огромное количество дорогостоящих и дефицитных металлов. Это понимали еще в дореволюционной России. В 1910-1911 г.г. Министерство финансов совместно с монетным двором разработало программу замены дорогостоящего серебра в разменной монете на никелевые сплавы, которые уже с середины XIX в. успешно применялись в монетном деле некоторыми странами Европы. В перспективе намечалась чеканка бронзовых монет. В 1911 г. были изготовлены пробные никелевые монеты, но монетная реформа не была завершена: помешала война, а затем революция. Ее осуществили уже в советский период.

Во второй половине 20-х годов чеканка медной и серебряной (монеты все еще продолжалась, выбор материала для новых монет был уже сделан: бронза и медно-никелевый сплав. В 1930 г. произвели пробную чеканку медно-никелевых монет достоинством от 10 до 20 копеек, а в конце 1931 г. Ленинградский монетный двор начал массовое их производство. В те годы был определен круг материалов, из которых изготавливаются российские монеты и сейчас.


Добавить в закладки

Добавить комментарии

Помощница Юпитера

Наверняка, в кошельке у каждого человека можно обнаружить пару монет. Ими удобно расплачиваться в транспорте или покупать кофе в автомате. И далеко не многие задумывались о том, где и как была сделана самая первая монета.

Само слово «монета» пришло к нам с латыни и переводится, как «советница». Именно этот титул имела Юнона, супруга Юпитера. Считалось, что Юнона предсказывала нападения врагов или природные катаклизмы римлянам. Возле храма Юноны (находился около Рима) были расположены мастерские, где чеканились металлические монеты. Однако это не самые первые монеты.

Древняя находка

В результате множественных раскопок было установлено, что самой первой монетой является статер. Эта монета была обнаружена на территории древней Лидии. Теперь эта территория принадлежит Палестине и Турции. Археологи установили, что возраст этой монеты составляет не менее 3200 лет. Исследования привели археологов к тому, что создателем монеты был Фи Дон (VII в. до н. э.) . Фи Дон был правителем острова Эгина. Именно на этом острове был расположен один из самых древних монетных дворов. Также, существует мнение, что первая монета появилась при царе Ардисе (685 г. до н. э.) .

Статер был сделан из сплава серебра и золота. Такой сплав принято называть электрум. На одной из сторон монеты был изображен лев, а другая сторона была пустой. Из других источников можно узнать, что на обратной стороне был штамп, который говорил о стоимости монеты. Форма статера была овальной, а не круглой, как теперь. Изначально, статер изготавливался из золота или серебра. Один золотой статер был равен стоимости от 20 до 28 драхм. Также, один золотой статер можно было обменять на 2 серебряных статера. Примерно в этот же период (V в. до н. э) начали появляться дарики - монеты из высокопробного золота. Есть мнение, что дарик является самой первой монетой из чистого золота. Исходя из этого мнения, первая монета из чистого золота появилась при лидийском царе Крезе.

Лев дороже черепахи

В дальнейшем было установлено, что были монеты с изображением морской черепахи. Эти монеты имели меньшую стоимость, чем те, где изображен рычащий лев (статер) . Также, были найдены монеты с изображением различных мифических существ, однако эти монеты не имели большой ценности и представляли редкость.

Главной причиной появления монет на территории Лидии было то, что там велась активная торговля между странами и различными племенами. Об этом свидетельствует то, что статеры до сих пор находят при исследованиях и раскопках на территории кельтских поселений. Изначально, в качестве монет, использовались обычные кусочки золота или серебра. Однако кусочки имели разный вес и, соответственно, стоимость. Поэтому появилась необходимость стандартизировать деньги.

Монета-долгожитель

Также, стоит отметить, что статер был достаточно популярным. Это подтверждает письменное упоминание, которое можно встретить в Евангелии от Матвея (17: 24-27) . Там речь идет о чуде Иисуса, связанное со статером. Это упоминание позволяет убедиться в возрасте статера. Еще одним подтверждением является то, что статер был в обороте около 8 веков!

Однако не все признают статер самой первой монетой. Некоторые заявляют, что самая первая монета была отчеканена на территории Китая (XII век до н. э) . В отличие от статера, эти монеты были в обороте только на территории Китая и обладали специальной царской печатью, которая свидетельствовала о ее подлинности. Печать имела рисунок головы быка или льва.

Другие утверждают, что самая древняя монета принадлежит территории Северной Америки и ее возраст составляет 50 тысяч лет. Однако ни одна из данных монет так и не найдена. А посему – это лишь предположения.

Когда заходит речь о первых деньгах, профессиональные историки и археологи, как правило, рассказывают о найденных в раскопках шкурах животных, перьях птиц и разного рода ракушках. В восточной части Тихого океана на островах Микронезии, к примеру, в качестве прототипа современных монет применялись Раи - круглые камни с вырезанным центром. Их делали из известняка. Размеры этих «монет» могли достигать нескольких метров, а вес - нескольких тонн! С точки зрения ученых, такими были первые деньги . А еще в качестве денег использовались коровы, быки, овцы (слово «капитал» происходит от старогерманского «богатство», оно заключалось в количестве скота) и так далее...

Ничего не поделать - таков научный образ мысли! Но для обычного человека, конечно, все перечисленное скорее относится к предшественникам современной валюты, ее своеобразным прототипам, и никак не может называться деньгами в полном смысле этого слова. Ведь это даже не монеты!

Металл как плата

Но наступил момент, когда денежная функция перешла к металлам - но еще не к монетам. В качестве платы могли использовать металлические кольца, домашнюю утварь, наконечники для стрел и копий и даже различные по весу и форме слитки. Например, итальянцы принимали на вес слитки меди до того, как у них появились первые монеты (о найденных в Италии в священном источнике Аполлона 300 кг слитков мы рассказывали в статье про натуральный обмен). Потом кому-то пришло в голову примешивать к серебру и золоту медь и олово. Получались золотые и серебряные слитки, содержащие определенный процент драгоценного металла. Чтобы не запутаться, слитки проверяли на вес, а с металла снимали пробу. На слитках впервые появилось клеймо, с помощью которого государство решило проблему подделки денег. Пожалуй, именно с начала практики клеймения можно говорить о зарождении первых монет, то есть о появлении денег.

Первые монеты

По некоторым данным, впервые бронзовые монеты появились в высокоразвитой древнекитайской культуре во втором тысячелетии до н. э. Но, как известно, Древний Китай развивался весьма изолировано, поэтому в странах средиземноморского бассейна впервые о чеканных монетах заговорили только в VII веке до н. э.

Металл подвергали воздействию высоких температур, после чего из него формировали небольшие диски и отправляли их на наковальню. В писаниях Геродота есть упоминание о чеканке первых монет в государстве Лидия. Подобные сведения встречаются и у других древнегреческих мыслителей. В настоящее время принято считать, что именно в Лидии в VII веке до н. э. стали изготавливать монеты из сплава серебра и золота. В Грецию, Иран и Италию монеты попали именно оттуда, быстро завоевав место в экономике . От римлян практику чеканки монет позже переняли и племена варваров.

Называть монету монетой стали позже. Moneta - одно из прозвищ богини Юноны. Juno Moneta переводится как Юнона «предостерегающая» или «советница». В античности при ее храме на капитолийском холме располагался монетный двор.

Первые монеты на Руси

В нашу страну первые монеты были завезены в VIII веке. В арабском халифате чеканили дирхемы - монеты, которые привозили в Киевскую Русь купцы, отправившиеся за товаром «за бугор». Оригинальное название не прижилось, но вскоре появилось свое - «куна». Половину куны называли резаной, 25 кун составляли гривну. Кстати, слово «гривна» произошло от слова «грива» (шея) и обозначало ожерелье из драгоценного металла. Свои монеты русские начали чеканить в конце X века. На Руси это были монеты из золота и серебра с изображением князя великого и знака Рюриковичей. Назывались они соответственно златниками и серебряниками. Но наступило татаро-монгольское иго - и на Руси перешли к брускам серебра. И только в XIV веке чеканка русских монет возобновилась. От слова «рубить» произошел первый русский рубль, и выглядел он как обрубок: 200 граммов серебра в виде вытянутого бруска, грубо срубленного на концах. Стоимость того рубля составляла один гривен кун.

Этот небрежный брусок рубили на две части и получали полтины, делили на четыре - образовывались четвертаки. Из рубля делали и мелкие монетки, название которых послужило прототипом современного слова «деньги». Рублевый брусок вытягивали в тонкую проволоку, которую затем разрубали на кусочки. Полученные обрубки расплющивали и чеканили из них монеты - денги. Так назывались средневековые тюркские серебряные монеты täŋkä.

Медный бунт или попытка уйти от товарных денег

Конечно, монеты как первые деньги значительно меняли уклад человеческой жизни, формировали новый тип экономики и поведение людей. И все бы хорошо, но появились фальшивомонетчики - и если не в тот же, то на следующий день после возникновения первой монеты. Профессия, прямо скажем, древнейшая. На Руси о фальшивомонетчиках можно найти упоминание уже в одной из новгородских летописей 1447 года. Государство принимало карательные меры, но меньше нарушителей не становилось. В 1655-м русский царь Алексей Михайлович решил выпускать монеты из меди. Он заменил драгоценные металлы недрагоценными - и так возникла нарицательная стоимость денег. Но это привело к беспределу в монетной системе и, как следствие, к медному бунту. Кровавые сцены финала бунта описал дипломат и писатель Григорий Котошихин:

«Повесили со 150 человек, а досталным всем был указ, пытали и жгли... и чиня им наказания, розослали всех в далние городы на вечное житье... а иным пущим вором того ж дни, в ночи, учинен указ, завязав руки назад посадя в болшие суды, потопили в Москве реке».

Реформа Петра и настоящие деньги

В итоге бунта, конечно, медную монету постепенно упразднили и вновь стали чеканить монеты из серебра. А на уровень развитых европейских стран русскую монету вывел Петр I, который провел реформу в 1698 году. В денежном обращении вновь утвердилась медная монета. И это очень примечательно! Ведь теперь можно было говорить о настоящей первой монете, не о товарных деньгах, привязанных к непосредственной ценности своего материала.

В те времена Лидия лежала на перекрестке многих дорог. Через ее территорию проходили все торговые пути в страны Востока и Древнюю Грецию. Именно здесь возникла острая потребность в упрощении торговых сделок. А этому служили серьезной помехой тяжеловесные слитки, которые выступали в качестве денежной массы. Изобретательные лидийцы первые догадались изготавливать металлические монеты из электрума, который является природным сплавом золота с серебром. Небольшие фрагменты этого металла, по форме напоминающие бобы, стали расплющивать, нанося на их поверхность знак города. Этими символическими кусочками металла стали пользоваться как разменной монетой. Свое название первые лидийские монеты получили в честь лидийского царя Крёза, который, если верить легендам, обладал несметным богатством. Так мир увидел крёзеиды – первые металлические деньги с изображением.

Денежный оборот

Спустя несколько десятилетий правители греческого города Эгины начали чеканить свои монеты. Внешне они были совсем не похожи на лидийские крёзеиды и отливались из чистого серебра. Поэтому историки утверждают, что металлические монеты в Эгине были изобретены самостоятельно, но немного позже. Монеты из Эгины и Лидии очень быстро начали передвигаться по территории всей Греции, перебрались в Иран, а потом появились и у римлян, под конец завоевав многие варварские племена.

Постепенно на рынок зашли монеты многих городов, которые отличались друг от друга по весу, виду и стоимости. Отчеканенная монета одного города могла стоить в несколько раз дороже монет другого, потому что могла быть вылита из чистого золота, а не из сплава. При этом монеты с изображением или эмблемами ценились гораздо выше, т.к. отличались чистотой металла и полновесностью. Клеймо монетного двора, чеканившего деньги пользовалось непоколебимым авторитетом среди всех жителей.

Греческие монеты

На территории Древней Греции размещалось несколько городов-государств: Коринф, Афины, Спарта, Сиракузы, и в каждом из них был свой монетный двор, чеканивший свои монеты. Они были разной формы, на них наносились различные и клейма, но чаще всего это были изображения священных животных или богов, которых почитали в том городе, где чеканилась монета.

Так, например, в Сиракузах на монетах был изображен бог поэзии Аполлон, а на монетах Коринфа парил крылатый Пегас.

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.