Обзор игры day z. Обзор игры DayZ. Социальный аспект игры

Является многопользовательским проектом в жанре хоррор с элементами выживания. Дата выхода – 16 декабря 2013 года, скачать игру можно на персональный компьютер и Xbox One.

Сюжет

Основные действия разворачиваются в государстве Черноруссия, где случился страшный катаклизм. После произошедшего местные жители потеряли человеческий облик, превратившись в зомби. Бывшая советская республика, прошедшая через войну, распад державы, политические перевороты и ужасные события, не смогла пережить появление монстров.

Некогда людные местечки теперь пустуют, на обочинах дорог стоят забытые автомобили, брошенные дома пугают пустыми окнами, вся местность кажется неживой. На первый взгляд государство напоминает зараженную зону, где люди в спешке покидали свои дома и теперь лишь хищные звери могут обитать в полуразрушенных лачугах. Но это далеко не так и первый напавший зомби опровергает теории о полном уединении.

Десяток выживших, которые каким-то чудом смогли избежать заражения, вынуждены убивать друзей, коллег по работе и знакомых, ставших безобразными существами. Уцелевшая группка людей зачищает локации, надеясь вернуть в Черноруссию прежний уклад жизни.


Игровой процесс

Открытый мир в Дейз представляет пользователям обширную территорию более 225 квадратных километров. Локация содержит множество населенных пунктов, деревень, полей, лесов и городов, не требующих дополнительных загрузок, бесшовный мир позволяет уничтожать врагов, поэтапно передвигаясь по территории.

Выживать в мире, охваченным зомби-апокалипсисом, придётся нелегко. Изначально у игрока имеется простая экипировка: незамысловатая одежда, кусок ткани и фальшфейер. Чтобы иметь силы исследовать мир, пользователю необходимо осматривать заброшенные здания и постройки, отыскивая еду, медикаменты, воду.

Кроме жизненно важных элементов, игрок может обнаружить различные игровые объекты – снаряжение, оружие, обмундирование. Одежда персонажа позволяет заметно облегчить выживание, спасая выжившего от непогоды, защищая жизненно важные органы, а также с ее помощью можно носить с собой больше предметов.


Оружие Dayz

Боевая единица в игре представлена разнообразная. Здесь найдется необходимые элементы для защиты персонажа, нанесения минимального и максимального урона, полного уничтожения цели.

Есть несколько типов оружия:

  • пистолеты;
  • холодное;
  • взрывчатка;
  • винтовка;
  • пулемет.

Большинство пушек можно отыскать на военных объектах, хотя и в других локациях есть шанс наткнуться на забытый пистолет или дробовик. Чем легче отыскать оружие и боеприпасы к нему, тем меньший урон будет наноситься врагу. Простые боевые единицы, найденные за несколько минут, будут скорее усложнять жизнь выжившему, чем облегчать.


Некоторое оружие:

  1. Лом — элемент ближнего боя, обитает в жилых помещениях. Чтобы убить врага придется нанести несколько ударов (до трех). Редкость – часто встречается.
  2. Glock 17 – относится к пистолетам. Обладает высокой скоростью, дальность выстрела – 125 метров. Имеет дополнительные модули в виде встроенного фонарика. Найти можно в военных казармах, степень редкости – часто.
  3. Double-Barreled Shotgun – популярная винтовка, добываемая в различных гражданских объектах. Дальность пули – 100 метров, скорость крайне низкая. Встречается очень часто и считается слабым.
  4. MP5A5 – пистолет-пулемет, обитающий лишь в военных сооружениях. Обладает высокой скоростью, эффективной дальностью до 100 метров. Отыскать крайне сложно, степень уникальности – редкий объект.

Заключение

Обзор игры Dayz позволяет убедиться в интересной концепции данного проекта. Несмотря на довольно заезженную тему с зомби-апокалипсисом, разработчикам удалось создать уникальный хоррор. Здесь и живописные локации в открытом мире, и динамичные сражения, и богатый выбор боевых единиц, и атмосферность заброшенного города, и реалистичные зомбированные существа.

Минимальные системные требования

  • Процессор — Intel Pentium 4 @ 3.0 GHz / AMD Athlon 64 3500 и лучше
  • Видеокарта — Nvidia GeForce 8600 / ATI Radeon HD 4350 с 256 Mb памяти
  • Оперативная память — 1 Gb
  • Свободное место — 10 Gb
  • Операционная система — Windows XP/Vista/7
  • Процессор — Intel Core i5 @ 2.66 GHz / AMD Athlon Phenom X4 @ 2.6 GHz
  • Видеокарта — Nvidia GeForce GTX 260 / ATI Radeon HD 5770 с 896 Mb памяти
  • Оперативная память — 2 Gb
  • Свободное место — 10 Gb

Трейлер

Геймплей

В апреле месяце этого года бывший военный и мало кому известный разработчик Дин Холл запустил сервер с модом для ARMA 2, где на огромном пространстве карты Чернаруси (стандартный «остров» из ARMA 2) игроки должны были сражаться с зомби и выживать, добывая оружие и пропитание. Казалось бы, ничего примечательного не ждет как самого Холла, так и его детище – игр про зомби сейчас пруд пруди, движок ARMA 2 неоптимизирован, настройки ужасны, установка трудна. Если смотреть на мод без привязки к текущей популярности, то выглядели перспективы DayZ достаточно призрачно.

DayZ

Жанр MMOG
Разработчик Dean «Rocket» Hall
Сайт www.dayzmod.com

Оценка

Обзор написан по альфа-версии мода, который находится в постоянной доработке

Первыми «жертвами» DayZ стали участники сообщества ARMA, которые и населили с десяток первых серверов. Это опытные игроки, которых не смущали вышеперечисленные трудности. Кроме того, им прекрасно была знакома местность, особенности интерфейса и геймплея. Именно они и стали залогом успеха, популяризировав мод среди широкой аудитории благодаря множеству видеороликов. Игроки по всему миру бросились покупать игру двухлетней давности, спровоцировав бум на ключи к ARMA 2: Operation Arrowhead и выведя игру в топ продаж в Steam уже на целых 2 месяца. Так что же они нашли в этом моде и почему их не отпугнули сложности? Почему за четыре месяца популяция игроков выросла почти до миллиона человек!?

История

Первая неожиданность – сюжета у DayZ нет. Взят оригинальный остров из ARMA 2, сделанный в Bohemia Interactive, над которым были проведены косметические работы для создания атмосферы запущенности и близкого конца света. Кучи мусора, раздолбанные автомобили, пара небольших военных лагерей – все это несильно меняло внешний вид карты, тем более что ее размер составляет 225 кв. км.

Основное население местности в результате заражения неизвестной инфекцией превратилось в довольно шустрых и агрессивных зомби, которые обжились в городах и поселках. Призванные бороться с заразой военные тоже оказались инфицированными, поэтому Чернарусь превратилась в печальное и угрожающее жизни место.

Игрок выступает в роли выжившего, которого не тронула инфекция. Он появляется на берегу моря в южной части карты, недалеко от двух крупнейших городов Черногорск и Электрозаводск, и должен выживать, разыскивая еду, необходимый инвентарь и оружие.

Схемотехника

Особенность DayZ заключается в том, что каждый сервер является перманентным миром, а для хранения всех персонажей и объектов используется @hive (улей) – центральный сервер, управляет которым команда разработчиков. Фактически, любой может запустить собственный сервер DayZ или арендовать готовый на одной из коммерческих площадок, но функционировать он будет по определенным правилам, чтобы не нарушался геймплей. Игрок вправе заходить на любой из серверов, при этом его снаряжение и местоположение сохраняются. Предметы и объекты на карте являются «собственностью» конкретного сервера. С этими двумя фактами связаны как положительные моменты, так и недостатки, но о них чуть позже. Техническая сторона мода простая – десятки игроков блуждают по карте (пешком, в большинстве случаев), инициируя спаун зомби.

Вирусология

Инфицированные привязаны к постройкам и не встречаются в глухом лесу, зато при приближении к городу можно сразу заметить появление на улицах бродящих страхолюдин с жутким выражением на лице. Если игрок покидает определенную зону и других выживших в районе нет – зомби пропадают. Такой подход помогает избежать сильной нагрузки на сервер.

То же касается и предметов – осмотренный полчаса назад дом снова может оказаться полезным для кого-то, кто пришел к нему только сейчас. Таким образом, интересность локаций не пропадает с течением времени. Учитывая размеры Чернаруси – неудивительно.

Зомби имеют органы чувств, которые постоянно подвергаются ребалансировке. Они могут слышать людей, видеть их и реагировать на происходящее. Услышав стрельбу, звон брошенной бутылки, взрыв боевой или дымовой гранаты, они бросятся проверять подозрительное место. При обнаружении игрока инфицированные будут преследовать его, легко догоняя. Правда, на ходу нанести удар они не могут, поэтому останавливаться при возникновении погони не стоит.

Уйти от зомби можно несколькими способами: скрыться из виду, петляя между домами в городе, затеряться в лесу между деревьями или убить их. Есть еще вариант с выходом с сервера – зомби в DayZ персонально привязаны к игрокам, инициировавшим их появление, поэтому даже при наличии других участников в зоне, выход «создателя» приведет к их исчезновению. Этот принцип используется и «охотниками», которые уничтожают других игроков – слежение за местностью вдалеке позволяет определить, имеются ли в ближайшем поселке люди.

Механика

В начале разработки игроки, появившиеся в первый раз, имели минимальный набор, чтобы не умереть первые полчаса. В него входил даже револьвер. Впоследствии Холл решил усложнить жизнь, поэтому теперь спасшиеся попадают в сущий ад, поскольку не имеют даже примитивных средств противодействия. С течением времени выживший «обрастает» различным инвентарем, оружием, вместительным рюкзаком и запасами еды и воды. Он перемещается по карте, узнает о ценности тех или иных мест, делает укромные хранилища в виде закамуфлированных палаток, встречается с другими игроками. Встречи эти заканчиваются по-разному. Вполне вероятно, что очередная из них снова приведет его на берег, а в карманах будет пусто. Начнется новая жизнь.

Игроку нужно регулярно питаться и пить жидкость. Поскольку DayZ не имеет отношения к классическим RPG с характеристиками персонажа, основным пунктом в интерфейсе является показатель количества крови. Потерять ее можно в результате ранения. Перевязывание бинтом останавливает кровотечение, а пища – восстанавливает необходимый объем. При этом жареное мясо предпочтительнее обычной банки консервированных бобов, которые уже стали символом игры. Если дела совсем плохи, можно сделать тур в одну из местных больниц, где отыскать пакет крови. Правда, самостоятельно перелить ее себе не удастся – это может сделать только другой выживший.

Помимо кровопотери существуют еще и повреждения ног, перекочевавшие из оригинальной игры. Правда, здесь помощь медика не понадобится, достаточно иметь с собой морфий(!), чтобы вернуть поломанные конечности в строй. Если такового в рюкзаке нет, то примите соболезнования – придется ползать. Могу напомнить о размерах карты, но вы и сами уже догадались.

В одном из последних обновлений Rocket ввел понятие температуры. Его давно интересовало усиление влияния окружающей среды на игрока, поэтому холодные ночи в лесу должны вызвать падение температуры и, вследствие этого, заболевание. На данный момент этот параметр отключен из-за некорректной работы.

Зоология

На удивление, вирус не затронул домашний и дикий скот – на просторах Чернаруси можно встретить коров, кабанов, овец, кроликов и куриц. Потенциально, каждое из этих животных является источником полезного во всех отношениях мяса, но сырым, несмотря на все тяжкие условия существования, его есть нельзя. А для приготовления понадобятся спички и дрова. Последние, в свою очередь, можно найти или нарубить из дерева (понятие виртуальное, дерево никуда не девается, но в инвентаре появляется искомый объект). Не забудьте еще нож, необходимый для разделки туши.

Машиностроение

Конечно, размеры Чернаруси настолько велики, что в определенный момент игрок задумается о том, что не мешало бы обзавестись каким-то транспортом. Увы, восстанавливать разбросанные вокруг развалюхи нельзя, зато можно найти одну из разбросанных по карте пригодных машин, починить ее, заправить, после чего кататься в свое удовольствие.

Количество техники строго ограничено, а места первоначального расположения известны, поэтому первым делом на всех серверах чинятся и перепрятываются различные «Волги», «Уралы» и «Шкоды». Владельцы техники редко посещают южную часть карты и уж совсем самоубийственным являются покатушки по Черногорску или Электрозаводску. Хозяева машин могут меняться очень быстро – достаточно встретить по дороге вооруженного человека, который не прочь обзавестись колесным транспортом. Что уж говорить о единственном на сервере вертолете Huey, оснащенном двумя пулеметами по бортам. Боезапас ограничен, но «шороху» можно навести такого, что мало не покажется.

Основное препятствие для желающих покататься – необходимость ремонта большинства техники. Колеса, бензобаки, детали двигателя и стекла – все это необходимо собирать на индустриальных объектах, сносить к стоящему автомобилю и ремонтировать. При этом желательно сделать так, чтобы кто-то посторонний не оказался рядом в последний момент и не сказал: «О, машинка почти целая!».

Психология

Несмотря на то, что уничтожение зомби – вроде бы основной момент геймплея, на котором все завязано, инфицированные выступают лишь в виде внешнего раздражителя, сопутствующего другим невзгодам. Опытные игроки стараются избегать встреч с зомби или успешно избавляются от них с помощью бесшумного вооружения (пистолеты и винтовки с глушителями, арбалет), новички устраивают пальбу с беготней.

Основная борьба развивается между игроками, которые мечтают завладеть чужим имуществом. Поначалу из социальных «фишек» была внедрена специальная форма для «бандитов» — игроков, которые злоупотребляют убийствами людей. Параметр humanity (человечность) падал при нанесении урона и уничтожении других спасшихся, в результате чего игрок получал другую форму. Общество разделилось на две части – обычным выжившим в кепке доверяли, а в подозрительных в сером камуфляже с прикрытым лицом предпочитали сразу стрелять. Видимо, Rocket посчитал это слишком простым и не слишком реалистичным решением, поэтому впоследствии параметр был скрыт из информационного блока на экране, но остался действовать, а в игру было внедрено подобие интуиции. При встрече с другим выжившим у вас может участиться сердцебиение, что сигнализирует о том, что перед вами не совсем добрый человек. Если сердце вырывается из груди – бежать уже поздно. Элегантно и просто, но есть одно «но».

Большинство игроков не хотят испытывать судьбу. Заметив вдалеке другого выжившего, они имеют три варианта действий. Подойти и попытаться наладить контакт – высок шанс, что человек просто выстрелит в тебя. Уйти дальше, проигнорировав – вполне возможно, что через пять минут пути снова пересекутся и на этот раз странник будет более внимательным, заметит персонажа первым и, опять же, убьет. Третий вариант кажется наиболее безопасным со всех сторон, думаю, вы догадались. Кроме того, он сулит и выгоду – у убитого может оказаться прибор ночного видения, карта, компас, GPS-навигатор или крутой ствол.

Многие группы игроков, познав все тяготы первых недель существования в постапокалиптическом мире, получали все необходимое для того, чтобы перейти на «следующий уровень». Потеряв интерес к поискам ресурсов и уничтожению зомби, они начали охотиться на людей, найдя в этом новый смысл игры. Часть пошла по простому пути, просто обосновавшись в прибрежных городах и набивая «фраги» из числа новичков. Вторая, не желая портить атмосферу игры, поселилась на севере, охотясь лишь на тех, кто рискнет двинуться следом. Учитывая абсолютно идентичную сложность игры во всех зонах Чернаруси, такой подход привел к саморегуляции играющих. Не знаю, гениальная ли это задумка Дина Холла или все получилось само собой, но сложность игры в разных зонах изменилась. Вооруженные до зубов группировки переехали на север, где расположены напичканные «добром» военные базы и аэродромы, а юг оставлен на съедение блуждающим новичкам и заезжим «гастролерам».

Футурология

Альфа-версия, помимо нестабильности, большого количества багов и дисбаланса, имеет еще одно свойство. Она означает, что разработка продолжается и внедрение новых возможностей не за горами. Холл считает, что игрокам необходимо усложнить игру, введя дополнительные факторы окружающей среды. Он также понимает, что будущее мода за внедрением новых функций, среди которых собственные базы, подземные комплексы, выращивание пищи и осваивание электричества. Rocket полон энергии и считает движок ARMA 2 прекрасным инструментом, с которым у него не возникнет трудностей. Он прислушивается к идеям игроков на форуме и считается с сообществом.

Rocket в многочисленных интервью не раз упоминал тот факт, что он видит DayZ в качестве отдельной игры. Говорилось о многом, включая внедрение мода в виде отдельного режима в будущей ARMA 3, поиск издателя и выход в режим stand-alone до Рождества. Как будет выглядеть DayZ в ближайшем будущем – не знает никто. Дин Холл работает в Bohemia Interactive, а руководство студии впечатлено эффектом разорвавшейся бомбы – именно так можно охарактеризовать появление DayZ и последующий всплеск количества игроков.

Вернемся к изначальному вопросу о секрете популярности мода. Основная масса игроков, судя по всему, настолько привыкли к коридорным шутерам и заскриптованному ролеплею, что DayZ для них стал настоящим откровением. Огромное пространство Чернаруси, полная свобода действий и главное – истории. Большинство роликов на YouTube, посвященные DayZ – именно рассказы о ситуациях, которые остаются в виде воспоминаний. Все эти коллективные фото у костра, истории про вжившихся в роль докторов-спасителей, неожиданные встречи и их исход – все это не навязано сценаристами и дизайнерами. Сотни тысяч игроков показали свое желание иметь свободный геймплей, причем не первый раз. Они готовы мучиться с апдейтерами, инсталляторами и обновлениями. Весь хардкор и разрекламированные недостатки PC-гейминга собраны именно в ARMA. Это кладезь трудностей и неочевидных решений. И тем не менее, это работает.







DayZ - популярная компьютерная игра в жанре survival horror с элементами экшена и в открытом мире. Специалисты студии Bohemia Interactive на основе шутера Arma 2 создали собственное видение проекта на зомби-тематику. Познакомимся поближе с данной игрой и рассмотрим системные требования DayZ.

О чем игра?

В данном проекте за основу была взята тема зомби и выживания после апокалипсиса. Полностью многопользовательская модификация предлагает открытый мир, множество предметов, возможность крафта и взаимодействие с другими игроками посредством письменного и голосового чата. Создание игры началось в 2012 году и длится по сей день. Несмотря на столь долгий период разработки, игроки по всему миру купили более 2 миллионов копий. Добавление нового контента и улучшение уже имеющегося происходит довольно медленно, поэтому у игры не самые лучшие отзывы даже среди заядлых поклонников. Также на популярность и востребованность повлияли системные требования DayZ. Хоть основой для игры и является довольно устаревший движок от Arma 3, оптимизация проекта сильно хромает. Из-за этого вы не добьетесь стабильного количества ФПС на протяжении всей игровой сессии даже на мощном компьютере. Познакомимся с минимальными и рекомендуемыми характеристиками персональных компьютеров, которые потребуются для низких и высоких настроек качества графики соответственно.

Системные требования DayZ

Минимальные требования к компьютеру для запуска игры на слабых настройках графики довольно демократичные. Для комфортного геймплея вам потребуется приблизительно следующая конфигурация:

  • операционная система Windows Vista и новее;
  • 2-ядерный процессор Intel Dual Core или аналогичный от компании AMD с частотой не менее 2,4 ГГц;
  • минимум 2Гб оперативной памяти;
  • видеокарта GeForce 8800 GT или аналог от AMD с памятью 512 Мб или больше;
  • 10 Гб свободного места на жестком диске для инсталляции.

На подобном компьютере вы сможете насладиться игрой DayZ, выставив низкую графику. Однако и в этом случае не гарантируется полная стабильность. Чтобы минимизировать шанс появления лагов или зависаний, необходимо соблюдать следующие системные требования DayZ Standalone:

  • операционная система Windows 7 64-bit или новее;
  • процессор Intel Core i5 или аналог от AMD;
  • минимальное количество оперативной памяти - 4 Гб;
  • видеокарта с памятью 1 Гб или больше;
  • 14 Гб свободного места на винчестере для установки.

Также вам обязательно потребуется скоростное и стабильное подключение к интернету. Скорость и качество соединения прямо влияют на пинг и связь с сервером. Из-за постоянных разрывов могут случиться неприятные ситуации, связанные с другими игроками. Мы рассмотрели системные требования DayZ, поэтому теперь немного поговорим о самом геймплее.


Суть геймплея

В начале игры вам необходимо создать уникального персонажа, которому предстоит выживать в абсолютно враждебном и злом мире. Этот мир наполнен зомби и пустыми домами, в которых можно найти драгоценные вещи в виде оружия, брони, медицинских средств и еды. Последнее будет чуть ли не первостепенным, поскольку без еды и воды ваш герой долго не продержится (даже если переживет нападение зомби).

Сложности добавляет то, что вы появляетесь здесь абсолютно один, без карты, без помощи. Даже кооперироваться с со своими друзьями придется очень долго. Если ваше устройство соответствует системным требованиям DayZ на PC, то обязательно выставляйте дальность прорисовки местности и персонажей на максимум. Так вам будет проще заметить других игроков и врагов, то есть быть готовым к нападению или внезапному общению с другими выживающими.


Заключение

В DayZ Standalone нет права на ошибку - после каждой смерти вы теряете лут и всего персонажа. От этого определение survival становится еще более точным и подходящим к данной игре. Если вы являетесь поклонником жанра, то обязательно приобретите копию игры в Steam.

Знаете, ваши глаза последнее время очень часто видят игры, в которых вам надо выживать. Не хватает ли нам того, что в реальности нас ожидает подобный аттракцион? Наверно, нет, ведь наш мир, к счастью, не охвачен различными зомби, которые любят питаться человеческими мозгами и прочей тварью. Конечно, это хорошо. И лучше лицезреть подобные игры, чем увидеть все наяву. Да и люди в последнее время действительно чувствуют дефицит ощущений, поэтому подобные игры действительно нужны.

Оружие ни к чему, мы все мирные

Итак, DayZ Standalone повествует нам о зомби апокалипсисе, лишь немногие смогли выжить и борются за жизнь. Место действия - некая Чернарусия, но нам предоставлена лишь её мелкая часть, хоть и данная часть имеет немалую площадь - 220 километров квадратных с копейками. Конечно, разбежаться тут можно и целый турпоход получится устроить. Естественно, просто огромный мир ничего не даст. Нужны какие-то постройки и прочее. Тут это все есть. Города, села, разбитые вертолеты, корабль явно придут вам по душе и станут для вас ориентирами в этой неизведанной местности.

Что же DayZ может нам еще предоставить? Крафт, интерактив с другими игроками, садоводство, рыбалку. Все это можно назвать одним словом - выживание. Если игра о выживании, то это и станет вашей главной задачей, ведь иные лишь вытекающие из основной. Прелесть DayZ не в большей карте, не в выживании, а предоставленном разнообразии. Вас не заставляют убивать всех, хоть часто так и случается, вы вправе решать, что будете делать сами. Это вы влияете на окружающий мир, а не он на вас. Хотя и его влияние чувствуется. Ладно, оставим голословные речи для разработчиков, а сами разберемся обо всем по порядку и найдем минусы.

Выжить прежде всего

Как только вы появитесь, вы обнаружите, что ваш персонаж не очень огромного роста, хочет есть, пить, одет легко, из оружия только кулаки. В такой ситуации вам придется следовать своей дорогой приключений. Здесь подобно игре Heavy Rain вы решаете, что будете делать. После появления вам чаще всего окажется несладко. Ведь респауны не всегда будут к вам лояльны, поэтому вам придется бежать из каких-то глухоманей в сторону различных мертвых мегаполисов. Игра радует своим арсеналом, который уже немал и может порадовать каждого, ведь найти что-то стоящее довольно сложно, так как самое лучшее вблизи респауна не появляется. В основном, приходится идти вглубь острова ради хороших вещей. А хороших и полезных вещей в игре очень много - палатки, оружия, одежда, еда, вода, медицинские препараты, авто и прочее. Все это вам понадобится и пользоваться придется, иначе смерть. Помешать выжить вам могут зомби и люди, которые дружелюбными бывают реже, чем наоборот, так как каждый хочет лучшее взять себе. Да и теперь вы сами можете убить себя, так как недавно появилось самоубийство, что не может не радовать. Видно, что разработчики работают над улучшением игрой: контент добавляют достаточно часто, да и планы очень и очень амбициозные.

Простите, вас убил баг

Игра популярна и своими багами. Их не очень много, но иногда они могут вас взбесить, ведь хочется играть с комфортом за потраченные 1000 рублей. Вы можете сломать ноги из-за того что вы прошлись по лестнице или за то, что легли на пол. Согласитесь, трудно сдержаться от бурлящих чувств внутри.

Забудьте и о хорошей оптимизации. Скоро она явно нас не посетит. Поэтому приготовьте своего зверя к схватке с игрой, ведь не каждый компьютер выживает после этой встречи. А те, которые все-таки выжили и борются, показывают не самые лучшие результаты и ФПС может падать до таких низов, что глаза оказываются на лбу непроизвольными движениями.

Еще и забудьте о большом количестве зомби. Когда все тихо, их мало, но если какая-то схватка, то зомби прибегают в количество 6 тушек. Да, это не совсем стыкается с зомби апокалипсисом.

Каков приговор, дядя?

DayZ Standalone на данный момент может вас завлечь, но на неделю-две, а после контента для изучения не будет до следующего обновления. Поэтому ожидайте веерные заходы, да и без друзей весело особо не будет, поэтому запаситесь компанией и хорошим юмором, ведь без юмора с проблемами игры не разберешься.

ФОРМУЛА ИГРЫ

— Сколько патронов у нас осталось?

Два. Думаю, мы сможем убить нескольких зомби, если они выстроятся в ряд.

х/ф «Зомби по имени Шон»

Четыре последних недели я видел, как люди убивают друг друга. Но я это видел и за четыре недели до появления инфекции, и гораздо раньше - люди всегда убивают друг друга, и потому, на мой взгляд, жизнь идет в обычном русле.

х/ф «28 дней спустя»

Тихо поскрипывает калитка в опустевшей деревне. Шелестит дождь. В густой сырой траве я осторожно ползу в поисках еды и патронов, стараясь не попасться на глаза зомби, который с обманчивой медлительностью бродит рядом.

За холмом слышны винтовочные выстрелы. Там - живой человек. Но люди - это всегда опасность. Желающих обобрать труп полно, поэтому, чтобы выжить здесь, надо быть параноиком. Я обязательно выживу. Только бы не заболеть под этим промораживающим до кости дождем.

Где цивилизация - там всегда зомби. Безопаснее хлопнуться на пузо и ползти.

DayZ - бесплатная многопользовательская модификация к вышедшему три года назад боевому симулятору ARMA 2 . Она сейчас находится в режиме альфа-тестирования, но уже успела стать настоящим феноменом и поднять продажи оригинала в системе Steam на 500%! Со стороны не так легко понять, что именно нашли в ней игроки. Ну да, постапокалипсис. Ну да, рычащие зомби. Но ведь ожившие мертвецы - прямо скажем, не новинка в видеоиграх. Их шпыняли все кому не лень, от создателей Resident Evil и Left4Dead до авторов Plants vs. Zombies . Что же такого особенного в DayZ?

Чтобы понять, нужно увидеть этот мир изнутри. Нужно почувствовать его атмосферу - атмосферу погибели, голода и всеобщей, всеохватывающей паранойи. Итак, Черноруссия...

Серия стримов от Артура Блэка, показывающая DayZ изнутри. Получасовая презентация, от которой черта с два оторвешься.

Покайтесь! Конец офигенно близок!

Черноруссия. Бывшая советская республика. Двести двадцать квадратных километров холмов и лесов, деревень, городов и военных баз. Видала эта земля всякое - и распад державы, и диктаторов, и войну. Но сейчас сюда пришла сама смерть.

Жизнь остановилась. По обочинам пустых дорог стоят разбитые автомобили. В окнах домов больше не горит свет, и магазины зияют разбитыми витринами. Люди здесь больше не живут. Но города и деревни не пустуют. В них еще остались сотни обитателей. Они бродят, шаркая, по темным улицам, подпрыгивают на четвереньках или ползут в траве, негромко рыча и подвывая. Это - ожившие мертвецы. Черноруссия погибла в холодном пламени зомби-апокалипсиса.

Среди орд зомби еще осталось несколько десятков выживших. Каждый из них начинает свой путь на берегу моря. У каждого - пистолет Макарова, небольшой запас патронов, еды, воды и аптечка для первой помощи. Задача - прожить как можно дольше.

Повернулся ко мне спиной. Даже не удостоверился в моих мирных намерениях. Новичок. Мясо.

В домах и магазинах можно разыскать консервы. В озерах и прудах - пополнить фляжку с водой. В сельских амбарах иногда встречаются оружие и боеприпасы, а в городских больницах - медикаменты и запасы крови для переливания. Даже если спрятаться в лесу, голод, холод и жажда все равно выгонят к цивилизации - туда, где бродят зомби, готовые при малейшем шуме помчаться к жертве и попытаться ее сожрать. На шум единственного выстрела, того и гляди, прискачет целая толпа. Убегать можно, но недолго - зомби все равно бегают быстрее.

Есть, конечно, возможность отремонтировать транспортное средство - уазик, джип, грузовичок или автобус. Но, чтобы починить стоящую на обочине машину, нужно очень долго разыскивать запчасти, колеса, обрезки металла и бензин. Одному справиться очень сложно, так что автомобили люди восстанавливают командами. Относительно несложно отремонтировать велосипед, но только благодаря очень серьезному труду многих людей можно восстановить и поднять в воздух лучшее транспортное средство в игре - вертолет «Хьюи».

Даже вдвоем восстановить автомобиль - задача почти неподъемная. Бегать в поисках запчастей можно долго.

Одиночке же добывать хабар на обломках цивилизации опасно и трудно. Когда ярко мигает индикатор голода и жажды, когда от слабости мир вокруг становится серым и обморок следует за обмороком, мало кто задумается над моральными дилеммами. И вот уже в прицеле винтовки - другой человек. Тот, у кого в рюкзаке столько хороших вещей.

Встречи с живыми людьми в DayZ куда более опасны, чем схватки с тупыми и предсказуемыми зомби. Слишком уж соблазнительна цель, слишком уж реалистичен урон от пуль, и слишком уж много в городах и селах Черноруссии мест, где можно затаиться, поджидая добычу. Выстрелить первым всегда безопаснее. Перестрелки здесь длятся быстро, и первый выстреливший имеет громадное преимущество. Поэтому те, кто пытается договориться, живут недолго.

Этот неловкий момент, когда хочется выстрелить первым. К счастью, человек напротив не стал испытывать судьбу, сбежал.

Союзы тут хрупки, а предательства - обычное дело. Только игра с изначально знакомыми людьми или в кланах может обезопасить от заряда дроби в спину. Для незнакомых одиночек при встрече первая реакция - тут же прятаться и отходить друг от друга (это безопаснее) либо попытаться в общем чате выяснить, дружественен ли встречный (а вот это череповато).

Так что DayZ - это не только хардкорное развлечение. Это и большой социальный эксперимент, который еще ждет научных работ от солидных ученых. Мир, где риск велик, а смерть неизбежна, четко делит игроков на мирных «выживальцев» и воинственных «бандитов».

Чем прославилась ARMA 2

Вышедший летом 2009 года боевик-симулятор ARMA 2 разочаровал очень многих. Он был нестабилен, набит багами и непроходимыми миссиями, непредсказуемо начинал тормозить в зависимости от миссии. Но, что хуже всего, в нем были огромные проблемы с игровым процессом.

Непонятно почему разработчики - чешская студия Bohemia Interactive - убрали из игры то, чем всегда славилась предшествующая серия Operation Flashpoint и Armed Assault . В оригинале был масштабный конфликт, разнообразие техники, управление взводом и возможность, теряя сослуживцев в боях, тем не менее продолжать сюжет. Вместо всего этого в игре появились совершенно выбивающие всю атмосферность элементы RTS (харвестеры, постройка зданий, «покупка» солдат и техники - все страшно глючило).

Очень жаль было потерянный дух Flashpoint. А еще было жалко Черноруссию - огромную реалистичную постсоветскую территорию с узнаваемыми деревнями, двумя большими городами, пятьюдесятью населенными пунктами, тремя военными базами и обозначениями на русском языке - от дорожных указателей до надписи «Водка» на витрине магазина.

Но эта огромная территория не пропала зря. Ровно три года потребовалось, чтобы на нее пришли новые обитатели, сталкеры постсоветского «зомбилэнда». Черноруссия обрела новую жизнь.

Ну что ж, лучше поздно, чем никогда.

О том, что никто не придет назад

Технически DayZ реализован хитро. Мир делят между собой десятки серверов, и стандартное ограничение - максимум пятьдесят человек на одном. В сеттинг это вписывается хорошо, потому что постапокалипсис и не должен быть многолюден. Персонаж, которым играет человек, сохраняется при переходе между серверами вместе со всем добром в рюкзаке. Можно «сохранить» и восстановленное транспортное средство, чтобы при входе на другой сервер оно появилось на том же месте.

Я потерял сознание от слабости. Теперь меня съедят.

В игре симулируются голод, жажда, холод (от него можно заболеть), боль и приливы адреналина, ранения конечностей, переломы, кровотечение, шок и обмороки. Главный параметр здоровья игрока - кровяное давление. Оно убывает и при кровотечениях, и при ударах зомби, и от голода, и от жажды. Бинты помогут остановить кровотечение, уколы морфина - снять боль, но восстановить кровяное давление очень нелегко. Пакеты с кровью для переливания встречаются только в госпиталях и ценятся на вес золота. К тому же сам себе перелить кровь человек не может - нужен помощник.

Есть и альтернативный способ чуть-чуть поправить здоровье: подстрелить кролика, кабана или корову и поесть красного мяса. Однако для этого нужно иметь при себе нож, чтобы освежевать тушу, спички, чтобы разжечь огонь, и дрова. Если нет дров - берем топор и идем в лес (здравствуй, Minecraft !).

Сейчас я из кабанчика буду добывать четыре окорочка.

Казалось бы, проще сдохнуть и начать игру заново - пусть с минимальным набором новичка, зато с полным здоровьем. Но чем больше набрано вещей, чем лучше оружие и счет убитых зомби и других игроков, тем больше привязываешься к персонажу. Когда в карманах и карта, и навигатор, и очки ночного видения, и мощнейшее оружие с военной базы, очень не хочется погибать от случайной пули, потому что на месте гибели остается все добро.

Если герой умер в совсем уж дикой глуши, еще есть шанс добежать с места случайного старта до собственного трупа. Но в «обжитых» местах трупы мгновенно обчищаются. Содержимое рюкзаков - слишком ценная находка. Командам проще - напарники могут подобрать самые ценные вещи с тела павшего товарища и потом вернуть ему, когда он прибежит через полкарты.

Можно прожить в DayZ часы, дни, даже недели - но смерть все равно настигнет всех и каждого. Безопасности в Черноруссии нет нигде. Даже экипированного по максимуму героя случайный зомби может метким ударом отправить в нокаут и сожрать, пока тот валяется без сознания. Командам в этом плане опять же проще, но никто не убережет от хитрого снайпера или случайного выстрела в горячей перестрелке.

Умри, но не сейчас

DayZ жестко стелет. Здесь быстро учишься правилам и хитростям, которые продляют недолгую и хрупкую жизнь персонажа. В первую очередь Черноруссия учит не высовываться. Не бежать на звуки перестрелки. Не скакать навстречу незнакомцам. И по возможности не лезть никого спасать по первому порыву.

На военной базе можно неплохо поживиться. Но можно и неслабо отхватить.

Если вы, лежа в траве, обшариваете рюкзак менее удачливого «коллеги», а мимо несется к амбару еще один неудачник в сопровождении толпы зомби, ни в коем случае нельзя бездумно кидаться на помощь. Съедят. Лучше за едой и питьем послушать вопли загрызаемого в амбаре, а потом наведаться туда и обшарить уже второе тело. Ну а если такого рода персонаж вот-вот приведет толпу зомби вам на голову, самое правильное решение - стрелять ему по ногам, а потом, пока его догрызают, тихонько делать ноги самому. Ничего не поделаешь: человек человеку волк, а зомби зомби зомби.

Здесь волей-неволей научишься ценить ангары, амбары и пустые дома не только за хабар, но еще и за то, что даже самые скоростные зомби, войдя в помещение, сбавляют ход, начинают перемещаться неспешным шагом и уже не мельтешат перед прицелом.

Военный ангар надежно защитит меня от бегунов. Два других типа зомби - прыгун и ползун - в чистом поле не так опасны.

С выбором оружия тоже все не просто. Можно, конечно, отправиться на военную базу и с риском для жизни утащить крутейший автомат или даже ручной пулемет. С таким не стыдно и в городе показаться - вот только, если кончатся патроны, возвращаться за ними придется туда же, на базу. Или взять, например, винтовку «Ли-Энфилд». Новичку кажется - крутая штука. Но опытный сталкер проползет мимо, потому что грохот от этой винтовки такой, что всполошит зомби на расстоянии километра. Профессионал выберет широко распространенный «Винчестер 1866» - тихий, надежный, многозарядный, с обилием патронов к нему в каждом втором амбаре.

Важны любые мелочи, вплоть до того, чтобы рядом с зомби сохранять тишину в голосовом чате. Если же надо отвлечь зомби или, наоборот, привлечь их куда, можно бросить пустую консервную банку. Зомби непременно захотят узнать, что это там звякнуло.

Даже самая темная ночь становится светлей, если поиграть с гаммой. А зомби по ночам видят значительно хуже.

Некоторые хитрости эксплуатируют игровые правила. Если выкрутить ночью на максимум гамму, получается эффект кошачьего зрения - этим пользуются очень многие, потому что здесь очень важно увидеть другого игрока первым. Если быстро уйти с сервера, можно сбежать из перестрелки, но на это в сообществе смотрят весьма косо. Не очень любят и тех, кто скачет с сервера на сервер, собирая хабар в «рыбном» месте. Впрочем, против этого есть средство: некоторые специально садятся и стерегут с ружьем таких любителей путешествий по параллельным мирам.

И пусть никто не уйдет обиженным

Дотошная симуляция существования в условиях зомби-апокалипсиса, помноженная на жесточайшее PvP, дает удивительный эффект: в DayZ каждый день и каждый час разворачиваются драматические истории. Тут есть всё - жизнь, смерть, чудесные спасения и гибельные ошибки, взаимовыручка и предательство, терпение и хитрость.