Легенды и мифы древней греции игры. Игра по мифам Древней Греции. Первый тур «Боги и герои мифов» - презентация. Итак, в добрый путь ребята

Цель урока: Обобщить ранее изученный материал, приобщить учащихся к мифологии древних греков, повысить интерес учащихся к изучению истории и литературы, развить ассоциативное мышление и творческие способности учащихся.

Тип урока: игра-конкурс

Оборудование: репродукции картин на мифологические темы, раздаточный материал.

Класс предварительно делится на 3 команды, которые заранее выбрали себе название и составили клятву олимпийцев. В качестве домашнего задания было предложено инсценировать эпизод из любого мифа. Члены жюри – учитель истории и литературы. Ведущий – ученик старшей школы.

Ход урока

План проведения Олимпийских игр

1. Торжественное открытие Олимпийских игр;

2. Поэтический конкурс (Загадки по теме “Религия Древней Греции”);

3. Бег (“Боги Древней Греции”);

4. Прыжки в длину (“Боги, герои мифов и мифологические существа”);

5. Метание диска (“Фразеологические обороты”);

6. Метание копья (“12 подвигов Геракла”, или конкурс олимпийских журналистов);

7. Борьба I (“Боги”);

8. Борьба II;

9. Борьба III (“Боги”);

10. Домашнее задание;

11. Закрытие Олимпийских игр.

Учитель литературы: Музыка

Добрый день! Мы рады приветствовать Вас на священной земле. Сегодня мы попытаемся обобщить знания о Древней Греции.

Клио, богиня, наскучив
С богами сидеть
На высоком Олимпе,
На землю решила сегодня
Спуститься и здесь, в классе,
Устроить праздник для всех.

Слово учителя истории про Олимпийские игры:

Самым прославленным храмом, посвященным богу Зевсу, был храм в Олимпии. Здесь в честь верховного божества каждые 4 года устраивались общегреческие празднества – олимпийские игры. На период олимпийских игр воцаряется священный мир, где нет места ссорам и обидам.

Со всей Греции в Олимпию съезжалась самая сильная, ловкая и одаренная молодежь для соревнований по гимнастике, музыке и литературе. Из гимнастических состязаний особой любовью пользовался бег. Молодежь состязалась в метании диска и копья, в прыжках, борьбе и кулачном бою. Победители соревнований в Олимпии награждались лавровыми венками.

В старину, в античном мире,
Города не жили в мире, шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили: ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе состязаться без войны.

Учитель литературы: Итак, священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны, ступайте же в Олимпию! А я объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом.

Пусть всем участникам нашей Олимпиады сопутствует Фортуна, богиня счастья, случая и удачи.

Учитель истории: Вы все помните, что одна из главных достопримечательностей Олимпийских игр – статуя Зевса. Она была гордостью и славой всех греков, и тех, кто не видел статую олимпийского Зевса, считали несчастными. Статуя Зевса принесет нам сегодня удачу, а также он будет следить за игрой с высоты Олимпа.

Ученик: Я хотел бы услышать клятву участников состязания.

Клятва участников:

Бороться честно;
Не пользоваться запрещенными приемами;
Проявлять уважение к соперникам;
(судьям) Выносить справедливые решения.

Учитель литературы: для участия в олимпийских играх вы разделились на 3 команды. Каждая команда должна была придумать себе название, выбрать бога-покровителя и заполнить свой маршрутный лист.

Представление команд капитанами (показ маршрута на карте “Древняя Греция”)

Жеребьевка

Задание № 1 Поэтический конкурс (Загадки по теме “Религия Древней Греции”)

Учитель истории и литературы: Какая команда быстрее даст ответ, та и получит лавровый листок.

Он собьется с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть, как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его....(Гермес)

Под землей на тропке
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Кербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут...(Аид)

На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости....(Афина)

Короткая шпаргалка
Для маленьких детей:
Тесей покорил Минотавра,
А Медузу-Горгону...(Персей)

Он меткий стрелок
И на лире играет.
Десять муз его сопровождают.
В блеске и свете является он –
Брат Артемиды, бог...(Аполлон)

Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта...(Афродита)

(6 листов)

Задание № 2 Бег (“Боги Древней Греции”)

Учитель литературы: Каждой команде раздается лист с заданием. За одну минуту соедините части предложения в единую фразу. На первой части предложения написано имя бога, а на второй его значение в жизни греков.

Значение Бог
1. Бог моря Зевс
2. Бог царства мертвых Деметра
3. Богиня земледелия и плодородия Гера
4. Богиня мудрости, воительница Посейдон
5. Бог грома и молнии Афина
6. Богиня красоты и любви Дионис
7. Бог виноделия Аид
8. Богиня семейного очага Гермес
9. Бог кузнечного дела Афродита
10. Бог торговли Аполлон
11. Богиня победы Гефест
Арес
Ника

Задание № 3 Прыжки в длину (“Боги, герои мифов и мифологические существа”)

Учитель истории: Какая команда быстрее даст ответ, та и получит лавровый листок.

  1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода)
  2. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (Нектар - напиток богов, амброзия – пища богов)
  3. Какого греческого бога вскормила божественная коза Амалфея? (Зевса)
  4. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? (Аид – царство мертвых, Посейдон – владыка морей)
  5. Кому может быть известна судьба самого Зевса? (Мойрам, богиням судьбы)
  6. Какой из богов самый некрасивый? (Бог огня, бог-кузнец - хромой Гефест).
  7. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью “Прекраснейшей”? (Афродите)
  8. Какая война разгорелась из-за спора трех богинь? (Троянская)
  9. Вестник богов у древних греков (Гермес)
  10. Перевозчик душ умерших (Харон)
  11. Бог торговли (Гермес)
  12. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. (Сизиф)
  13. Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена).
  14. Кто воспитал Геракла? (Кентавр Хирон)
  15. Кто подарил людям огонь? (Прометей)
  16. Река, текущая из океана в подземный мир (Стикс)
  17. Богиня справедливости и правосудия (Фемида)
  18. Кто ослепил циклопа Полифема? (Одиссей)
  19. Перечислите древнегреческих муз (Эрато – муза любовных песен, Эвтерпа- муза лирики, Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, Полигимния – муза торжественного гимна, Клио – муза истории, Мельпомена - муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Урания – муза астрономии. За каждый правильный ответ – 1 очко ).
  20. Дикие существа, полулюди – полукони, обитатели гор и лесов (Кентавр).
  21. Туловище этого чудовище спереди львиное, в середине козье, а сзади змеиное, у него три головы (льва, козы, змеи), изрыгающие из пастей пламя (Химера).
  22. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Она сидела неподалеку от города и задавала прохожим загадку: “Кто утром ходит а четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?”. Не сумевшего ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятиях (Сфинкс). Отгадайте загадку Сфинкса (человек).
  23. Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они – “собаки Зевса” (Грифоны).
  24. Волшебная птица родом из Эфиопии. Она похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет, но, когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает. Из праха ее возрождается новая птица (Феникс).
  25. Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей (Ехидна).
  26. Полуженщины – полуптица с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их (Сирены).
  27. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом (Цербер).

(27 листов).

Задание № 4 Метание диска (“Фразеологические обороты”)

Учитель литературы: От каждой команды приглашается капитан. Необходимо объяснить современное значение фразеологизмов. Тем, кто сможет рассказать о происхождении фразеологизмов, даются лишние очки.

Рог изобилия
Авгиевы конюшни

Панический страх
Ящик Пандоры

Сизифов труд
Кануть в Лету

(6 листочков)

Кто быстрее из капитанов объяснит значение фразеологизма Прокрустово ложе?

Задание № 5 Метание копья (“12 подвигов Геракла”, или конкурс олимпийских журналистов)

Учитель литературы: Ребята, а сколько подвигов совершил Геракл? Вы сейчас сделаете репортаж одного из подвигов Геракла.

Как известно, первая газета появилась в Англии в 17 веке. Но давайте представим, что и на Олимпе существовала своя газета, скажем “Олимпийская правда” или “Вечерний Олимп”.

Итак, вам необходимо сделать репортаж об одном из 12 подвигов Геракла. Я думаю, что не будет затруднения, ведь вы хорошо знаете этот миф. Рассказать о тех подвигах, которые изображены на карточках. Представители от каждой команды, подойдите ко мне.

  • 1 команда: составляет репортаж о том, как Геракл сражался с Лернейской гидрой.
  • 2 команда: готовит репортаж о том, как Геракл в один день очистил стойла у царя Авгия.
  • 3 команда: составляет репортаж о путешествии Геракла за золотыми яблокам Гесперид.

(2 листочка)

Учитель истории: А пока одни участники команды готовят репортаж, другие представители команды отвечают на вопросы по “Двенадцати подвигам Геракла”:

  1. Что обещали боги Гераклу за успешную службу? (Бессмертие)
  2. Сколько голов было у Гидры? (9)
  3. Кто помог одолеть Гидру? (Иолай – племянник Геракла)
  4. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (с помощью трещоток)
  5. Кому принадлежала Керинейская лань? (Артемиде)
  6. Куда спрятался Еврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (в большой бронзовый сосуд)
  7. Кто из богов подарил быка царю Крита? (Посейдон)
  8. Назовите имя владельца коней-людоедов. (Диомед)
  9. Каково значение пояса Ипполиты? (знак власти, приносил удачу)
  10. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3)
  11. Чем была хороша шкура немейского льва? (Она была неуязвима для стрел)
  12. Какое болотное чудище должен был убить Геракл? (Лернейскую гидру)
  13. Чем была необычна лань? (У неё были золотые рога и медные копыта)
  14. Кто правил царством мёртвых? (Аид – бог подземного царства)
  15. Какой подвиг был самым трудным? (12-й – яблоки Гесперид)
  16. Когда Антей получал великую силу? (Когда прикасался к земле, т.к. был сыном богини земли)
  17. Кто принёс Гераклу яблоки Гесперид? (Атлас)

(17 листочков)

Жеребьевка

Репортаж

Задание № 6

Борьба I (Боги)

Учитель: Зевс подходит к командам и предлагает вынуть из “черного ящика” по 4 предмета. Нужно определить, кому принадлежат предметы.

(12 листочков )

II Учитель: На экране написано 5 слов. Определите лишнее слово и укажите, почему именно это слово лишнее (по 2 человека от команды).

  1. Гера, Афина, Пенелопа, Афродита, Артемида (лишнее имя – Пенелопа)
  2. Микены, Троя, Спарта, Афины, Олимпия (лишнее – Троя)
  3. Сцилла, Сирены, Приам, Полифем, Харибда (лишнее – Приам)
  4. Артемида, Нимфа, Деметра, Персефона, Афродита (лишнее – Нимфа)
  5. Зевс, Арес, Аполлон, Амон-Ра, Аид (лишнее – Амон-Ра)
  6. Геракл, Персей, Дедал, Прометей, Тесей (Дедал) (6 листочков)

III (А) Боги (2 человека)

Учитель: Каждой команде раздаются вопросы, и участники должны быстрее своих соперниковправильно написать имена мифологических персонажей.

  1. “Орел садится ему на грудь и терзает ее острыми когтями. Орел рвет своим острым клювом печень Титана”. (Прометей)
  2. “Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, с копьем в руках, весело охотится она в тенистых лесах”. (Артемида)
  3. “В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю”. (Гефест)
  4. “Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод”. (Геракл)
  5. Увидел несчастный юноша покрытого темным ядом скорпиона и, обезумев от страха, выпустил вожжи. Еще быстрее понеслись кони, почуяв свободу”. (Фаэтон, сын Гелиоса)
  6. “И родился у умирающей Семелы сын, слабый, не способный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен на гибель в огне”. (Дионис)

(6 листов)

III (В) Греко-римские боги (1 человек из команды выполняет задание, пока другие участники отвечают на вопросы)

Учитель: На листе написаны имена греческих и римских богов. Ваша задача - правильно соотнести эти имена.

1. Царь богов и людей, бог грома и молнии Зевс Минерва
2. Хранительница семьи Гера Меркурий
3. Богиня любви Афродита Юнона
4. Бог войны Арес Нептун
5. Богиня мудрости и справедливой война Афина Юпитер
6. Богиня – охотница Артемида Купидон
7. Бог огня и кузнечного дела Гефест Марс
8. Бог моря Посейдон Вулкан
9. Бог любви Эрот Диана
10. Бог торговли и прибыли Гермес Венера

(За правильные ответы – 3 листа, если допущена 1 ошибка - 2 листа, если 2 ошибки – 1 лист).

При равном счете задаются дополнительные вопросы:

  1. В какое животное мог превращаться Зевс? (в быка)
  2. Какое животное приносили в жертву Гере? (корову)
  3. Какая богиня носит прозвище “пенорожденная” (Афродита)

Задание № 7 Домашнее задание

Учитель: Командам необходимо инсценировать эпизод из любого мифа. Выступление оценивается в 2 балла (1 балл – за постановку, второй - за то, насколько узнаваемы были герои). Соперники могут получить дополнительный балл для своей команды, если угадают название мифа и назовут действующих лиц.

Учитель литературы: Пока судьи подсчитывают количество баллов, каждая команда прикрепляет свои листочки и тоже подчитывает количество баллов.

Итак, сильнейший определился в честной борьбе. Венчаем победителя венком. Также победителей ждут почести и привилегии, например, они первыми получает отметку в журнал.

А наше путешествие в далекое прошлое на сегодняшний момент завершилось. Но оно будет продолжаться всю вашу жизнь, т. к. греческая мифология стала неисчерпаемым источником для искусства, критерием и образцом, а знание ее – непременным условием и признаком образованности.

Урок-викторина «Олимпийские интеллектуальные игры (по мифам Древней Греции)» Во все времена педагоги отмечали, что цель школы – это не только обучение, но и воспитание, в том числе гражданственное и эстетическое. Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут русский язык и литература. Исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, важнейшей задачей воспитания является формирование индивидуальных особенностей личности, развитие в ней творческих способностей, интуиции, воображения, мышления

Просмотр содержимого документа
««Олимпийские интеллектуальные игры (по мифам Древней Греции)»»

План-конспект проведения урока-игры

«Олимпийские интеллектуальные игры (по мифам Древней Греции)»

Предмет: литература

Класс: 6

Тема урока: Мифы Древней Греции

Цели урока:

1.Обучающие:

- обобщение и закрепление знаний по теме «Мифы Древней Греции».

2.Развивающие:

Развитие целостного отношения к миру и искусству;

Формирование эстетического вкуса через приобщение к богатству древнегреческой культуры.

3.Воспитательные:

Формирование навыков общения в диалоге с учителем, одноклассниками и самим собой;

Формирование интереса к изучению мировой литературы.

Тип урока : урок повторения и обобщения знаний по теме «Мифы Древней Греции»

Задачи урока:

- воссоздания целостности восприятия мифов и легенд Древней Греции

Развитие логического мышления

Контроль уровня усвоения темы

Формирование положительного отношения учащихся к изучению литературы в целом

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, экран, мультимедийный проектор

Ход урока с применением ПРЕЗЕНТАЦИИ

Вступительное слово учителя.

Слайд № 1

Древней Греции принадлежит честь создания большинства мифов и легенд. До сих пор мифология греков поражает своей красочностью и разнообразием. Греки создали своих богов по образу и подобию людей, наделили их непременными и непреходящими красотой и бессмертием. Божества были очеловечены до такой степени, что обладали теми же качествами и эмоциями, что и люди, судьбами которых они управляли: они одновременно были великодушны и мстительны, добры и жестоки, влюбчивы и ревнивы, судьба их была также зависима от жребия Мойр, как и жизнь людей зависела от олимпийских богов.

А результаты сегодняшнего состязания будут зависеть только от вашего упорства, ваших знаний и возможностей.

Слайд № 2

Мифы Древней Греции – «сокровищница мировой культуры». Поясните данное высказывание.

Эпиграфом нашего урока будут слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

«Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны»

Слайд № 3

Объявляется о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам.

В разминке участвуют все игроки. (Каждый учащийся, ответивший правильно, получает зелёный жетон-листик из лаврового венка)

Слайд № 4

Разминка

1. Дайте определение слову «мифы».

(Мифы – предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев)

2. Что является главной отличительной чертой мифа и сказки?

(Понятие о происхождении мира и человека)

3.Из каких источников стали известны мифы Древней Греции?

(Поэмы Гомера, Гесиода)

4.Как называлась пища греческих богов, давшая

им вечную юность и бессмертие?

(Нектар-напиток, амброзия-пища)

5.Чем отличались олимпийские боги от людей?

(Бессмертием)

6.Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне?

(Туника. Тога. Хитон.)

7.Назвать музыкальные инструменты Древней Греции.

(Кифара. Лира.)

8.У статуи Зевса в правой руке богиня победы. Назовите её.

(Ника.)

Слайд № 5

Мифологические образы в живописи

9.Три картины из этого ряда созданы на сюжеты античной мифологии,

легендами. Найдите « лишнее» звено в данном ряду.

(«Лишнее»- картина М. Врубеля «Царевна-Лебедь»)

Слайд № 6

10.Соотнесите древнегреческого бога и то, что он собой олицетворяет.

Афродита- любовь и красота, Афина- война, мудрость, Аполлон-искусство, Фемида- справедливость и право, Немезида-право, Посейдон- море.

Слайд № 7

Первый тур «Боги и герои мифов»

1.Назовите братьев Зевса.

(Аид. Посейдон)

2.Кому может быть известна судьба самого Зевса?

(Мойрам, богиням судьбы)

3. Кому из трёх богинь(Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите)

4.Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда.

Во второй тур выходит половина участников, получивших большее количество лавровых листиков .

Слайд № 8

Второй тур «Мифические животные»

1.Мифические существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов.

(Кентавр)

Слайд № 9

2.Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине - козье, сзади-змеиное; у него три головы: льва, козы, змеи, - изрыгающие из пастей пламя. (Химера)

Слайд № 10

3.Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Оно сидело недалеко от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром ходит на 4 ногах, днём на 2, а вечером на 3?» Не ответившего на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. (Сфинкс)

Отгадать загадку сфинкса (человек с рождения и до старости)

Слайд № 11

5.Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они - «собаки Зевса». (Грифоны)

Слайд № 12

6. Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. (Ехидна)

Слайд № 13

7. Страж Аида, трёхголовый пёс со змеиным хвостом. (Цербер)

Слайд № 14

8. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живёт 500 лет. Когда погибает, то из праха её возрождается новая птица. (Феникс)

Слайд № 15

Переходят в следующий тур 8 человек.

Слайд № 16

Третий тур «12 подвигов Геракла»

Восстановить последовательность подвигов Геракла.

На карточках (их по количеству игроков должно быть 8) указаны 12 подвигов в любой последовательности, необходимо в правильной последовательности расставить цифры от 1 до 12 .

1.Немейский лев

2.Лернейская гидра

3.Стимфалийские птицы

4.Керинейская лань

5.Эриманфский вепрь

7.Критский бык

8.Кони Диомеда

9.Пояс Ипполиты

10.Коровы Гериона

12.Яблоки Гесперид

Слайд № 17

Четвёртый тур «Поговорим о подвигах…»

1.Сколько голов у гидры?

2.Кто помог одолеть гидру?

3.Кому принадлежала керинейская лань?

4.Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с вепрем?

5.Кто из богов подарил быка царю Крита?

6.Чем кормил Диомед коней?

7.Каково значение пояса Ипполиты?

8.Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц?

Слайд № 18

В 5 тур выходят 2 человека.

Пятый тур «Греко-римские боги»

Выдаются карточки с именами греческих и карточки с именами римских богов.

Необходимо правильно соотнести имена греческих и римских богов.

1.Зевс-Юпитер(царь богов,людей, бог грома и молнии)

2.Гера-Юнона(хранительница семьи)

3.Афродита-Венера

4.Эрот-Купидон

5.Арес-Марс

6.Артемида-Диана

7.Афина-Минерва

8.Гефест-Вулкан

9.Посейдон-Нептун

Слайд № 19

В ходе выполнения заданий 5 тура все учащиеся класса (кроме 2-х финалистов) выполняют тест на отдельных листах контроля и сдают их учителю после выполнения заданий.

Тест для зрителей

1.В какое животное мог превращаться Зевс?

Б) в вепря

Г) в кентавра

2.Какое животное приносили в жертву Гере?

Б) корову

3.Какая богиня носит прозвище Пенорождённая?

Б) Артемида

В) Афродита

4.Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую?

А) Агамемнон

Б) Пигмалион

В) Купидон

5.Как называли греки ветра? (Соедините стрелками нужные варианты)

северный Зефир

восточный Борей

южный Эвр

западный Нот

6.Как звали богиню радуги?

А) Немезида

В) Алкмена

7.Соотнесите крылатые выражения с их смыслом - «положение, когда

опасность угрожает с разных сторон»

А) оседлать Пегаса

Б) химера

В) курить фимиам

Г) между Сциллой и Харибдой

8.Соотнесите крылатые выражения с их смыслом - «стать поэтом»

А) оседлать Пегаса

Б) химера

В) курить фимиам

Г) между Сциллой и Харибдой

9.Бог, покровитель искусств, музыки и поэзии

А) Дионис

Б) Гефест

В) Аполлон

10.Соотнесите олимпийского бога и атрибуты, ему принадлежащие:

А) Афина 1) венок

Б) Аполлон 2) доспехи и копьё

В) Гефест 3) молнии и громы

Г) Зевс 4) венок и лира

Д) Арес 5) молот и наковальня

Слайд № 20

Подведение итогов.

Честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его! И да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна (греч. Тихе) всем участникам нашей Олимпиады!

Награждение лавровым венком победителя Олимпийских интеллектуальных игр.

Желаем удачи в постижении тайн великой мировой литературы

Больше слушайте, говорите, читайте, пишите!

Анализируйте свою речь!

Домашнее задание

Слайд № 2

«Проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны»

Д.С. Лихачев

Письменно ответить на вопросы:

Как вы понимаете эти слова?

Какие вопросы, волновавшие наших предков, до сих пор тревожат умы человечества?

Чем интересны мифы нам, современным людям?

ВИКТОРИНА

по мифам Древней Греции

«Сказочная Эллада»

Цели и задачи:

    Развивать представление учащихся о мифах на примере мифов Древней Греции.

    Привлечь учеников к самостоятельному изучению мифов.

    Дать представление о древнегреческих мифах, их главных героях - олимпийских богах.

    Продолжить работу по развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся.

    Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Здравствуйте, уважаемые зрители и участники сегодняшнего конкурса. Мы посвящаем сегодняшнюю игру греческой мифологии.

Много, много лет назад на полуострове в Эгейском море поселился народ, который назвали греками. Себя этот народ называл эллинами, а свою страну Элладой. Эллины оставили народам мира богатое наследство литературы и искусства. Они оставили свои предания и древние сказания – мифы. В представлениях древних греков, в их прекрасной стране обитали прекрасные боги, которые внимательно следили за жизнью людей с вершины олимпа. Древние греки верили, что бессмертные боги вершат всем. Происходящим на земле, помогают людям, или гневно наказывают их. Эти боги были близки людям, были похожи на людей. Они ссорились и мирились, вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах. Боги любили и ненавидели как люди, ревновали, плакали, страдали и радовались и отличались от людей только тем. Что были бессмертны. Но если боги схожи с людьми, то и люди, по мнению греков, были схожи с богами. А поэтому любимые герои греков бросали вызов богам и выходили из борьбы победителями, и даже получали от богов как великий дар бессмертие.

Древние греки были деятельным энергичным народом! Не боялись познавать окружающий мир. Свои знания они облекали в форму мифа. Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры. Начиная с эпохи Возрождения писатели, художники и скульпторы заимствовали для своих сюжетов мотивы из сказаний и легенд Древней Греции. Греческая мифология проникла и в русскую литературу. Достаточно вспомнить стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова. Образы из мифов глубоко проникли в мысли современного человека. Действительно и сейчас могучий человек называется Гераклом (Геркулесом), смелая и решительная женщина - Амазонкой, красивый мужчина – Аполлоном, а красавица – Афродитой. Много выражений современные люди используют, даже не зная, что своими корнями они уходят в образы греческой мифологии. Например, выражение «панический страх» происходит от имени бога Пана, который имел очень причудливую внешность, способную испугать. В современном языке существует выражение «строить химеры» т.е. предаваться несбыточной мечте. Химера – чудище с головой льва, туловищем коза и хвостом змеи.

Великий Платон сказал: «Нужно проводить жизнь в игре, играя в определенные игры, устраивая жертвоприношения, распевая и танцуя, дабы расположить к себе богов и отбить врагов, победив их бою…»

Давайте последуем мудрому совету древних и примем участие в состязании.

(звучит музыка)

Представьтесь, пожалуйста!

Поприветствуйте команды!

1.Конкурс «Разминка».

1. Назовите братьев Зевса.(Аид и Посейдон)

2. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита)

3. У какого царя служил Геракл (Эврисфей)?

4. За что должен был служить и сколько лет? (12 лет. В припадке безумия убил своих детей и племянников)

5. Как Гераклу за 1 день удалось очистить Авгиевы конюшни? (Изменил русла рек, направил их воды через конюшни)

6. Какое особое свойство имели яблоки Гесперид? (Давали вечную молодость)

7. Кого из известных титанов освободил Геракл? (Прометей)

8. Кто из героев был учредителем олимпийских игр?(Геракл)

9.Что явилось причиной начала Троянской войны? (Похищение троянским царевичем Парисом прекрасной Елены, жены спартанского царя Милая, помогла Афродита)

10. Вспомните имя воина, который стал неуязвимым от того, что в раннем детстве мать окунула его в волшебную воду реки, дарующую неуязвимость. (Ахилл)

11. Кто выковал ему щит? (Гефест)

12. Но, как мы помним, неуязвимый Ахилл все же был убит. Почему же удалось его одолеть? Какая поговорка связана с этой легендой. (Отравленная стрела Париса попала в пятку, единственное уязвимое место. «Ахиллесова пята» - уязвимое место.)

13. Как называлась пища греческих богов, дающая им вечную юность и бессмертие? (Нектар, амброзия)

14. Кто подарил людям огонь? (Прометей)

2. А сейчас давайте проверим, как вы знаете мифологические персонажи.

Это конкурс «Знатоков». Для него потребуются ребята, которые готовы распознать имя олимпийского бога, сколь скудны и противоречивы сведения о нем ни были бы. Должны прозвучать признаки, определяющие имя бога, загаданного командой. Их всего семь. Понятно, что первый признак самый редкий и сложный, за него отгадывающий получит высший балл – 4. Последний признак самый распространенный, угадав его, участник получает один балл. Чем меньше Вам надо признаков для определения имени бога, тем выше балл за ответ. (Участники приглашаются парами по одному из команды).

Максимальная оценка 4 балла. Ваше задание: по описанию определить, о каком боге идет речь.

1. Она родилась из пены морской, богиня красоты, любви и вечной молодости. Она прекрасна, никто не в силах противиться ее чарам. Ее сын имеет крылья и колчан с волшебными стрелами, способными любого заставить испытать муки любви.(Афродита)

2. Это хромой бог - кузнец. Он добр и простодушен, никому не делает зла, послушен Зевсу. Ему помогают Циклопы. А еще он умеет ковать волшебные доспехи и оружие, которые делают неуязвимым того, кто ими воспользуется. (Гефест)

3. Перед нами могущественная богиня мудрости и победы. Сам отец - грозный Зевс побаивается своей дочери. Ей построено, пожалуй, самое большое количество храмов, в ее честь называют боевые корабли, ее расположения и покровительства добиваются многие герои. (Афина)

4. Она жена грозного Зевса, богиня календарного года, покровительница браков и семьи, обладает гордым, упрямым и сварливым характером, очень ревнива, хотя и не без причины. (Гера)

«Атрибуты Богов»

3. Конкурс театрализованный

Каждая команда покажет сценку.

5. Перед вами миф, а вы должны найти в нем ошибки, которые допустил автор.

Однажды Геракл - сын Посейдона - решил отправиться в путь за золотым руном. Геракл помолился богине Гере, всегда покровительствовавшей ему, и отправился в путь. И вот он прибыл в царство, хранившее золотое руно, и предъявил права греков на сокровище. Царь очень обрадовался, что приехал законный хозяин руна, и поведал, что давно мечтал вернуть руно в Грецию, восстановив таким образом справедливость.

Вы правильно определили ошибки, которые допустил горе - автор мифов.

Часто в речи мы употребляем фразеологизмы, пришедшие к нам из далеких античных времен. Давайте вспомним их и попробуем объяснить их значение.

6. «Конкурс олимпийских журналистов»

От каждой команды приглашается по одному участнику для выбора задания, которое заключается в следующем. Как известно, журналисты интересуются многим и могут описать любые события. Вам предлагается объяснить значения « крылатых» выражений, которые появились благодаря мифам. Команды должны посовещаться одну минуту и ответить, что означают данные выражения.

Оценка этого конкурса – 2 балла.

Выражение взято из мифа « Скотный двор царя Авгия».

2. Ариаднина нить - путеводная нить, помогающая выйти из затруднительного положения.

Выражение взято из мифа « Путешествие Тесея на Крит»

3. Золотой дождь - богатство, неожиданное обогащение.

Выражение взято из мифа «Рождение Тесея» или « Даная»

4. Муки Тантала - невыносимые муки при невозможности достигнуть

цели. Выражение взято из одноименного мифа.

5. Нектар и амброзия – 1) необычайно вкусный напиток, изысканное блюдо;

2) вкусное блюдо, 3) пища богов. Выражение взято из мифа « Боги Олимпа»

6. Панический страх - внезапный, необъяснимый и очень сильный страх.

Выражение взято из мифа « Пан и Сиринга».

7. Зевс-громовержец - грозный начальник.

Выражение взято из одноименного мифа

8. Ящик Пандоры – источник несчастий и бедствий.

Выражение взято из мифа « Пандора».

7. Конкурс «Мифические животные»

(Командам по очереди задается вопрос, если нет ответа, отвечает другая команда, 1 балл за правильный ответ)

Команда 1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавры).

Команда 2. Туловище этого чудовища впереди львиное, в середине – козье, сзади - змеиное; три головы: льва, козы, змеи – изрыгающие из пасти пламя. (Химера)

Команда 1. Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. (Грифон)

Команда 2. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Кербер или Цербер).

Команда 1. Чудовище с лицом и грудью женщины, толом льва и крыльями птицы. В наказание послала Гера на Фивы. Сидело около города и задавало загадку: «Кто утром ходит на 4-х ногах, днем на двух, вечером на трех?» Не сумевшего ответить – душило. (Сфинкс). Отгадайте загадку: ребенок, взрослый, старик. (Человек)

Команда 2. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Живут на скалистом острове, завлекают своими голосами мореходов, потом убивают и пожирают. (Сирены)

8. Конкурс «Пантомима»

А теперь вы должны проявить свой артистизм.

(Команде дается карточка с названием мифологического существа, команда должна изобразить это существо, вторая команда отгадывает, 4 человека)

    Гидра (легендарное существо с 9-ю головами змеи, ее ядовитое дыхание уничтожает все живое, на месте отрубленной головы вырастают 2 новые).

    Кентавры полулюди-полукони

Пока команды готовятся

9. Найди ошибку .

    Критская Гидра (Лернейская гидра, Критский бык)

    Керинейский лев (Немейский лев, Керинейская лань)

    Кони Ипполиты (кони Диомеда, пояс Ипполиты)

    Стимфалийские коровы (коровы Гериона, Стимфалийские птицы)

10. Он называется конкур «Аэдов». Кто из зрителей вспомнит, кого называли аэдами? (Аэды – это древнегреческие странники, рассказывающие мифы, исполняющие миф, как песню). Итак, наши аэды будут рассказывать мифы, посвященные подвигам Геракла. Но сначала командам надо отгадать из предложенного списка персонажей героев своего мифа, доставшегося им по заданию. Прошу подойти по одному человеку от команды, чтобы выбрать конверт с заданием (участникиу подходят, берут конверты, в которых находится задание).

На совещание командам отводится 30 секунд, затем они должны предоставить жюри свою карточку с названием мифа и подобранные к ней имена персонажей этого мифа. За каждое отгаданное верно имя – один балл (всего пять баллов).

1. «Яблоки Гесперид»: Нерей, Антей, Атлант, Геракл, Еврисфей.

2. «Рождение героя»: Ата, Еврисфей, Гера, Алкмена, Геракл.

Затем игрок, представляющий команду должен кратно и красиво рассказать свой миф.

За эту часть ответа максимальная оценка – 3 балла.

Пока счетная комиссия подводит итоги, вопросы для зрителей:

    Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена)

    Кто воспитал Геракла? (кентавр Хирон)

    Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. (Кифара, лира)

    Как Гераклу удалось победить Гидру? (Иолай прижигал меч факелом)

    Как погиб Геракл? (От рук своей жены)

    Какое вооружение было у греков во время Троянской войны. (Луки, дротики, мечи, копья)

    В какое животное мог превращаться Зевс? (Бык)

    Какое свойство имели яблоки Гесперид?(Они давали вечную молодость)

    Сколько яблок должен был принести Геракл? (Три)

    Как Геракл перехитрил титана Атласа? (Геракл попросил Атласа снова принять на свои плечи небесный свод, чтобы подложить себе на плечи подушку, и, забрав принесенные Атласом яблоки ушел)

    Кого из известных титанов освободил Геракл?(Прометей)

    Как погиб Геракл? (От рук своей жены, пославшей ему пропитанную ядом одежду; Деянира считала, что это поможет ей вернуть его любовь – так обманул ее кентавр; Деянира покончила с собой, а Геракл погиб в пламени и вознесся на Олимп)

Пора подводить итоги. Обе команды были хороши, показали хорошее знание мифов, но победителем стала команда………. Поздравляю всех участников с победой! Звучит греческая музыка.

Завершает нашу викторину стихотворение О.Тарутина «Древние греки»

Древние греки, античные греки,

многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берет:

Ну, до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,

мудрые мифы они создавали,

с детства знакомы любому из нас

и Прометей, и Геракл, и Атлас.

Древние греки моря бороздили,

время для спорта они находили.

И Олимпийские игры они

тоже придумали в давние дни!

Строили греки театры и храмы,

ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково

было скульптурное их мастерство!

Ну а всего поразительней, братцы,

То, что мы с ними могли б изъясняться!

«Физика», «космос», «медуза», «стратег» –

понял бы мигом слова эти грек!

Скажешь: «асфальт», «стадион» и «динамо» –

скажешь ты это по-гречески прямо!

«Библиотека», «театр», «берилл» –

так, между прочим, и грек говорил!

Видите, какое богатое наследие оставили нам древние греки! Вам предстоит всю жизнь открывать для себя и окружающих культуру Древней Греции… До новых встреч с героями Древней Эллады!»

Награждение команд.

Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции».

Цель мероприятия : в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую деятельность учащихся, воспитывать ответственное отношение к коллективному труду, развевать творческие способности учащихся и интерес к предмету.

Оборудование: карточки с раздаточным материалом.
Организация мероприятия: 2 команды по 6 человек от 2-х классов. В качестве жюри выступали учащиеся 5 классов.

Учитель. - Муза Клио, наскучив с богами сидеть на высоком Олимпе, на землю решила спуститься и провести историческую викторину.

Клио(ученица): Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым, слово привета свое я обращаю. Вам пожалею я, о сыновья Геродота: честно сражайтесь под сводами храма науки и благородством блистайте не меньше, чем жаждою схватки! Пусть же дарует великая Ника победу тем, кто достойнее будет и знания покажет искусней! Я, муза истории -Клио- вас приглашаю. Идемте! (уходит)

Учитель. - Добрый День, уважаемые гости, уважаемые ребята. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре, посвященной мифам и легендам Древней Греции.

Разрешите представить вашему вниманию участников игры; итак, перед вами команда - «Троянцы»(5а), -«Афиняне» (5б).

Учитель - Разрешите представить вашему вниманию жюри, которое будет оценивать наших участников(учитель истории, Завуч школы, психолог):

Игра будет проходить в несколько этапов:

I этап- р азминка . Команды должны написать как можно больше древнегреческих богов, а так же, чему они покровительствовали. Побеждает команда, назвавшая как можно больше богов.

II этап- «крылатые выражения». Представители команд берут карточки, в которых написаны крылатые выражения, нужно рассказать историю их происхождения и смысловое значение.

III этап- «поэмы Гомера». По выдержкам из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» определить название поэмы и прикрепить карточку с текстами на доску под соответствующим названием.

IV этап- Жили ли они? Из предложенного списка участники должны написать в 2 колонки, кто был историческим лицом, а кто вымышленным персонажем мифов и легенд.

V этап- конкурс знатоков. Зачитываются в слух отрывки из мифов и поэм Гомера, а команда определяют, о ком или о чем идет речь в отрывке.

VI этап- задание для болельщиков (кроссворд).

VII этап- конкурс дополнительных вопросов.

VIII этап- какое слово лишнее. Нужно будет определить лишнее слово и указать, почему именно это слово лишнее.

Итак, в добрый путь ребята!

Учитель.- I этап- Разминка. Каждая команда должна написать как можно больше древнегреческих богов, а так же указать, чему они покровительствовали. Времени дается 3 минуты.

II этап- крылатые выражения. Представители команд берут карточки с текстами крылатых выражений, необходимо рассказать истории его происхождения и смысловое значение. (по 3 выражения каждой команде). Времени дается 3 минуты. (1-ая команда: «нить Ариадны», «троянский конь», «гордиев узел», 2-ая команда: «ахиллесова пята», «между Сциллой и Харибдой», «авгиевы конюшни», 3-я команда: «со щитом или на щите», «ткань Пенелопы», «сизифов труд».)

III э тап- поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Вам будут зачитаны отрывки, которые относятся к поэмам Гомера, необходимо определить название поэмы и прикрепить карточку с текстом на магнитную доску под соответствующим названием- «Илиада» или «Одиссея».

Времени дается 3 минуты.

1.«Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой, дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно» (Полифем, «Одиссея»).

2.«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына….(Илиада)

3.«Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоем милом! Так же, как я, стоит на пороге он старости скорбной. Знает, однако, по крайней он мере и слышит, что жив ты. Радуясь этому сердцем, надеждой всегда преисполнен милого сына увидеть пришедшим домой из под Трои» (Обращение Приама к Ахиллесу после гибели Гектора, «Илиада»)

4.«Ужас объял греков. Тогда Одиссей развязал кожаный мех с вином и «отважно полную чащу вина протянул…» (Полифему, «Одиссея»)

5.«Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же плотной веревкой они по рукам и ногам привязали к мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться… Они звонкогласно запели: к нам подойди, сладкопеньем сирен насладися» (сирены, «Одиссея».

6.«Черная, мрачная ночь, покрыла глаза Андромахи… На стену быстро взошла и, взглянув, увидала: по полю Гектора прочь волокли от стены быстролетные кони» («Илиада»)

IV этап- жили ли они? Из предложенного списка вы должны написать в 2 колонки кто был историческим лицом, а кто вымышленным персонажем мифов и легенд. За каждый правильный ответ 1 балл. Времени дается 3 минуты.

(Аполлон, Одиссей, Дионис, Гектор, Клио, Геракл, Ахиллес, Прометей, Гомер, Геродот, Солон, Драконт)

V этап- конкурс знатоков . Вам будут зачитаны вслух отрывки из мифов и поэм Гомера (по очереди), необходимо определить, о ком или о чем идет речь в отрывке. По 2 балла за правильный ответ.

1.«Мы шлем на смерть наших детей, а твой сын избавлен от жеребьевки (миф о Минотавре, слова людей из толпы царю Эгею)»

2.«Погрузилась богиня в печаль, и от ее тоски облетаю листья с деревьев, вянут цветы, желтеет трава. Голод грузит всему живому» (миф о похищении Аидом Персефоны-дочери богини земледелия Деметры)

3.«Вопреки запрету Зевса похитил он огонь в кузнице друга своего Гефеста и принес его людям»(миф о Прометее)

4.«Им отвечал он из темной пещеры отчаянно диким ревом: «Никто!...». в сердцах закричали они: «Если никто, для чего же один так ревешь ты?»(слова Полифема и циклопов из поэмы Гомера «Одиссея»

5.«Содрогаясь от ужаса, афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам лабиринта» (миф о Минотавре)

6.«Она не переставала верить, что муж жив и ждала его. Она придумала хитрость: обещала выбрать нового мужа, как только…» (хитрость Пенелопы из «Одиссея»)

7.«Ему было предсказано, что он совершит множество подвигов, но погибнет молодым и домой из-под Трои не вернется.(Ахиллес, поэма «Илиада»)

8.«Но Зевс, хотя и был верховным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что…» (миф о яблоке раздора.)

9.«Тяжелейшие груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл его тело…»(Атлант, подвиги Геракла)

Пока члены жюри подсчитывают баллы и подводят итоги следующее задание для болельщиков которые смогут дополнительными баллами помочь своей команде. Вашему вниманию- Кроссворд (6 этап, по одному баллу за один правильный ответ)

По горизонтали:
5.Царица подземного мира, чье возвращение на землю знаменует собой воскрешение растительности.
7.Властелин моря.
8.Знаменитыйгреческийтерой Троянской войны, имевший одно уязвимое место — пятку.
9.Троянский царевич, присудивший яблоко с надписью «Прекраснейшая» богине, обещавшей ему в жены самую красивую женщину.
По вертикали:
1.Греческий герой, отправившийся за золотым руном.
2.Сын афинского царя Эгея, сразившийся с чудовищем Минотавром.
3.Громовержец, повелитель богов и людей.
4.Богиня любви и красоты.
5.Титан, похитивший огонь с Олимпа для людей и научивший их пользоваться им.
6.Бог войны.

7 этап- конкурс дополнительных вопросов. Ответы на скорость (кто быстрее поднимет руку, один балл за ответ)

Какую войну выиграла одна лошадь? (Троянская)

Когда в Древней Греции никто не воевал? (Олимпийские игры)

Имя отца истории? (Геродот)

8 этап- какое слово лишнее? Определить лишнее слово и указать почему именно это слово лишнее. Время 2 минуты, 1 балл

Гера, Афина, Пенелопа, Афродита, Артемида (лишнее Пенелопа)

Микены, Троя, Спарта, Афины, Олимпия (Троя)

Гомер, Одиссей, Гектор, Полифем, Минотавр (Минотавр)

Минотавр, Лабиринт, Дедал, Ариадна, Ахиллес (Ахиллес)

Артемида, Нимфа, Деметра, Персефона, Афродита (Нимфа)

Зевс, Арес, Аполлон, Амон-Ра, Аид (Амон-Ра)

Слово предоставляется членам жюри, награждение участников.

Список Литературы:

1. УМК Вигасин А.А., Годер Г.И. " История Древнего мира" 5 класс.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Рузы»

Внеклассное мероприятие по литературе

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Учитель Мурунова Г.П.

Театрализованная игра-конкурс

Действующие лица: Аполлон. Артемида. Певец. Пигмалион. Статуя. Афродита.

Нарцисс. Эхо. Гера. Афина. Афродита. Парис

Танцоры в прологе — юноши и девушки.

Для оценки конкурсов можно привлечь к участию в ме-роприятии жюри. Но роль жюри могут выполнять и веду-щие: Аполлон и Артемида.

Костюмы и атрибуты:туники, для Аполлона — арфа, на плечах Артемиды накидка, имитирующая шкуру дикого зве-ря, в руках — охотничий рог или копье, для Афродиты — жезл, увитый цветами.

Оснащение:слайды или фотографии с изображениями гре-ческих и римских богов.

Зрители делятся на дйе команды.

Командами-участницами разучиваются две инсценировки по предложенным отрывкам легенд Древней Греции — «Нарцисс» и «Суд Париса».

Раздается мелодия «Сиртаки», появляются танцующие юноши и девушки, одетые в туники и сандалии. Некоторое время они дви-жутся по сцене в ритме танца. Затем музыка замолкает.

Танцоры/хором) О, славьтесь, Греция и древние Афины! Зовем мы Аполлона с Артемидой!(Убегают.)

Появляются Аполлон и Артемида.

Аполлон. Отзвучал греческий танец «Сиртаки».

Артемида. Убежали наши танцоры.

Аполлон. Значит, пришло нам самое время попривет-ствовать наших гостей.

Ар т ем и д а Добрый день! Счастливый час. Чем вы заняты сейчас? Все дела свои бросайте. Быстро присоединяйтесь!

Аполлон. Здравствуйте, уважаемые зрители и участни-ки наших сегодняшних конкурсов.

Артемида. Мы — ведущие этого вечера. Я — Артемида, греческая богиня охоты. А это — мой родной брат по имени Аполлон. Он греческий бог-стреловержец, покровитель та-ланта музыкантов и певцов.

Аполлон. Людям, которые интересуются литературой, искусством и историей нашей культуры, просто необходимо поближе познакомиться с греческой мифологией. Потому что начиная с эпохи Возрождения писатели, художники и скуль-пторы начали широко черпать для своих сюжетов мотивы из сказаний и легенд Древней Греции. Греческая мифология про-никла и в русскую литературу. Вспомните стихи А.С. Пуш-кина и В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева, басни И.А. Крылова.

Артемида. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать окружающий мир. Свои зна-ния они облекали в форму волшебной сказки — мифа. Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры, а их образы глубоко проникли в мысли и современного человека.

Аполлон. Действительно, и сейчас могучий. сильный человек называется геркулесом, смелая решительная женщи- на — амазонкой, а красавица — афродитой. А ведь все эти названия: — греческие.

Артемида. Много выражений мы с вами используем, даже не зная, что своими корнями они уходят в образы гре-ческой мифологии. Например, выражение «панический страх» происходит от имени бога Пана, который имел очень причудливую внешность, способную испугать. А слышали ли вы словосочетание «гомерический хохот»? Это выраже-ние пришло к нам из произведений древнегреческого клас-сика Гомера. По его мнению, именно таким громовым безу-держным хохотом смеялись боги на вершине легендарной горы Олимп.

Аполлон. Но греческая мифология взаимосвязана с рим-ской.

Артемида. Да как же? Ведь римская мифология про-изошла от греческой.

Аполлон. Совершенно верно. У римлян нет оригиналь-ных историй о богах, у них Нет таких красивых легенд. Но когда Рим перенял греческую мифологию, он все же оказал человечеству огромную услугу. Вот в чем дело. Большинство гениальных произведений греческих скульпторов сохрани-лось до нашего времени в римских копиях. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном искусст-ве греков, то за это надо благодарить римлян.

Артемида. Итак, я вижу, что ребята у нас сегодня уже разбились на две команды, чтобы участвовать в соревнова-нии.

Аполлон. Тогда я проведу первый конкурс. Вопросы бу-дут задаваться по очереди каждой команде.

  1. Вспомните имя воина, который стал неуязвимым отто-го, что в раннем детстве мать окунула его в волшебную воду реки, дарующую неуязвимость.(Ахилл, или Ахиллес.)
  2. Но как мы помним, непобедимый Ахилл все жб был убит. Почему же его удалось одолеть? И какая поговорка появилась на свет в результате этой легенды?(Отравленная стрелапопала ему в пятку — единственное место, которое не было омыто волшебной водой. Отсюда пошла поговорка «ахиллесова пята», то есть уязвимое место.) Троянская война длилась 10 лет. А кто может вспом-нить хитрый маневр Одиссея, который привел к тому, что его войско одержало победу в этой войне? (Изготовление Тро-янского коня, в котором размещались греческие воины. Тро-янцы подумали, что греки отступили, и внесли прекрасного коня на территорию Трои. Ночью греки вышли из коня и захватили город.)
  3. Как называлась рубашка, состоящая из множества ме-таллических колечек, скрепленных между собой? Такую ру-башку придумали в Древней Ассирии. Ее носили и русские богатыри в X веке. А теперь ее можно видеть только в музе-ях,(Кольчуга.)
  4. Наверняка многим известна поговорка «со щитом или на щите». Так в одном из греческих городов напутствовали воинов, провожая их на сражение. Оно означало — или воз-вращайся со щитом — с победой, или же на щите, то есть мертвым. Назови этот древний город.(Спарта.)
  5. Древнегреческий философ Демокрит писал: «...На све-те существует не одна, а множество вселенных». Один из пол-ководцев Греции прочитал эту фразу и очень огорчился «А ведь я еще не завоевал и эту!» Назовите имя этого отчаянного полководца.(Александр Македонский.)
  6. Вспомните еще одно имя, которым наградил народ Алек-сандра Македонского за его военные завоевания.(Александр Великий.)
  7. Греки были великими мореплавателями. Вспомните; сколько в древности существовало способов ведения боя в воде на кораблях. (Три. Первый — проплыв, когда корабль проплывал так близко к кораблю противника, что ломал у последнего весла. Второй — таран, когда один корабль слов-но проплывал сквозь другой, ломая при этом корабль про-тивника своим носом. Третий — абордаж. Корабль против-ника в этом случае подтаскивали к себе прямо за борт спе-циальными креплениями и устанавливали между двух кораблей особые мостки.)
  8. Многие видели по телевизору соревнования по бегу на очень длинные дистанции. Как называются эти соревнова-ния? Они названы в честь греческого города.(Марафон.)
  9. Постарайтесь вспомнить, в честь какой военной побе-ды в 490 году до нашей эры была установлена дистанция соревнования — 42 км 195 метров. (У города Марафон вели бой греческое и персидское войска. Бой закончился победой греков. Самый быстрый гонец был послан в Афины с сообще-нием о победе. Он пробежал ровно 42 км 195 метров и крик-нул жителям Афин: «Радуйтесь, греки, мы победили!» Пос-ле чего он упал и умер от изнеможения и усталости.)

Артемида. Молодцы наши ребята. Только к последнему вопросу я хочу дать маленькое уточнение. Греческая дистан- ция марафона равнялась 42 км. А оставшиеся 195 метров были присоединены к общей трассе лишь в конце XIX века по просьбе королей Англии. Тогда у них проводился мара-фонский забег, и по просьбе королевских особ трассу продли-ли, чтобы финиш оказался как раз напротив королевской трибуны. Ответ на следующее задание команды дадут в письменном виде. Вот вам по листку бумаги.(Раздает ко-мандам листки бумаги.) На них следует написать имена бо-гов Древней Греции и Древнего Рима. Какая команда вспом-нит большее их количество? Для удобства сравнения прошу имена выписывать в столбик и нумеровать их. Тогда при срав-нении сразу будет видно, кто сколько имен вспомнил.(Ко-манды выполняют задание.)

Аполлон. Артемида, сестра моя, пока команды трудят-ся над письменным ответом, я думаю, что для наших зрите-лей мы покажем сценку «Скульптор-женоненавистник».

Артемида. Мы приглашаем на сцену наших актеров. Итак, силой вашего воображения сейчас мы перенесемся в мастерскую греческого скульптора.

Аполлон и Артемида отходят в сторону. Появляются Певец и Пигмалион.

Певец(пафосно декламирует) О, златокудрая Афродита! Даришь ты счастье тому, кто верит в тебя И кто тебе служит! Я вам поведаю оду о том, Как на прекрасном, на греческом острове Кипре, Скульптор талантливый жил с именем Пигмалион. Главное свойство его — ненавидел он женщин.

Пигмалион(уверенно) О, женщины, они — исчадье ада! Без женщин жить свободно мне отрада! Я лишь в искусстве вижу жизни смысл!

Певец (зрителям, язвительно) И вот, поди, на эту фразу подивись!

(Пигмалиону.) Возьми же мрамора кусок, возьми резеци молоток,

Да изваяй, себе на славу, детей, играющихв дубраве,

Иль божество, застывшее в истоме,или теленка на соломе.

Пигмалион Э, нет! Ведь настроенье творчеству я подчиняю, А потому красавицу из камня изваяю.

Певец Коли тебе теленок не годится, Так изваяй красавицу-девицу.

Пигмалион Ты будто мысли все мои читаешь. Что сделаю я, ты сейчас узнаешь.

Под торжественную музыку Пигмалион делает выразительные движения, имитируя рубку куска мрамора. Затем свет на мгнове-ние гаснет. Когда он зажигается, перед скульптором оказывается статуя, накрытая простыней. Пигмалион торжественно сдергивает простыню, под которой спрятана красивая девушка — статуя. Певец ахает от восторга.

Певец(восторженно) Какие линии и тонкая работа, А говорил — тошнит от женщин что-то! Пигмалион Но что со мной, то счастье или нет, Перед красой статуи меркнет белый свет. И я влюблен, я покорен...

Певец. Что это там бормочет он?

Пигмалион Да будь я проклят, я — Пигмалион,

Коль в эту статую всем сердцем не влюблен!

И на колени перед камнем я бросаюсь,

И к мраморным ступням легонько прикасаюсь,

И для нее куплю я дорогие ожерелья,

Браслеты, диадемы, прочие каменья!

Певец приносит украшения. Пигмалион украшает статую.

Певец. Ты одевал ее в роскошные одежды?

Пигмалион Но холодна она, как мрамор, все, как прежде! Что делать? От любви совсем сгораю! Я все б отдал, лишь будь она живая.

Певец Могу совет тебе я добрый дать. Она легко живою может стать, Лишь только к алтарю во храм сходи ты И попроси об этом Афродиту!

Пигмалион. Афродиту?

Певец Да, эту златокудрую, прекрасную богиню, Что дарит всем любовь. Иди, молись святыне.

Появляется Афродита. В ее руках волшебный жезл, увитый цветами. Певец и Пигмалион бросаются перед ней на колени.

Афродита Что слышу я! Сам женоненавистник, Что женщин проклинал, любовь кто прогонял, Призвал меня, чтобы любовью мертвый камень пробудить! (Приказывает жестом им подняться.) Пигмалион Молю я, помоги, мне трудно дальше жить. Иль помоги, или убей: мне смерть покажется

Афродита(ходит вокруг статуи, рассматривает ее) Мечтаешь ты, чтобы забилось это сердце, Ты хочешь, чтоб ожили те глаза...

Пигмалион Тогда могла любовь бы разгореться, Ну, а пока моя лишь катится слеза... (Закрывает лицо руками, плечи его вздрагивают.)

Афродита Твоя любовь — твое проклятье, Ты думал, что тебя она не обожжет? Так пусть же эта дева в белом платье Сейчас же перед нами оживет! (Взмахивает волшебным жезлом.)

Звучит торжественная музыка. Статуя оживает.

Пигмалион О счастье, ожила моя скульптура! Ее лицо, ее одежда и фигура! Какие руки у нее, какая шея! А как же ты зовешься?

Статуя. Галатея.

Афродита в последний раз взмахивает жезлом и уходит. Пигма-лион подает руку Галатее. Пигмалион и Галатея, взявшись за руки и не отводя друг от друга восхищенных глаз, уходят следом за Афродитой.

Певец (зрителям)Авось и свадьба выйдет шито-крыто! Да здравствует богиня Афродита! Что стало с женоненавистником потом? Он мужем любящим стал и отцом. Любите женщин, в них вся жизни соль, Ведь это знают — и бродяга, и король. (Кланяется, уходит.)

Снова появляются Аполлон и Артемида.

Аполлон. Вот такая совсем взрослая история.

Артемида. А мораль в ней такова: нельзя отказываться от того, что предназначено каждому из смертных судьбой.

Аполлон. А теперь я предлагаю подвести итоги второго конкурса.

Артемида и Аполлон собирают у команд листки бумаги, зачи-тывают вслух имена греческих и римских богов.

Артемида. В этом конкурсе лучшей оказалась коман-да...(называет команду). А общий счет за два конкурса... (называет итоги двух конкурсов).

Аполлон. И снова конкурс. Я прошу команды напрячь память, вспомнить легенды Древней Греции и ответить на следующие вопросы.(Задает вопросы.)

  1. Боги, живущие на горе Олимп, славились своим ров-ным характером. Они почти никогда не показывали волне-ния, а могли хорошо скрывать гнев или беспокойство. Каким выражением, явно пришедшим к нам из Древней Греции, мы теперь называем умение человека хранить душевное рав-новесие?(Олимпийское спокойствие.)
  2. Как назывались волшебные существа мифов, которые были наполовину лошадьми, а наполовину людьми?(Кен-тавры.)
  3. Вспомните, как называлось чудовище с телом человека и головой быка, обитавшее в лабиринте?(Минотавр.)
  4. Ариадна помогла своему возлюбленному Тесею победить злого Минотавра. Кроме того, герой не заблудился в лаби-ринте, а нашел из него выход. Вспюшире, как помогла ему Ариадна? Теперь этим выражением, принято называть помощь человека в трудной ситуации.(«Нить Ариадны.)
    1. Какое имя носила женщина, вместо волос на голове ко-торой были змеи. Она обладала даром обращать людей в ка-мень при помощи только своего взгляда.(Медуза Горгона.)
      1. Как назывался главный храм Афины?(Парфенон.)
  5. Кто такие гекатонхейры?(Сторукие и пятидесятиго- ловые великаны, их силе никто не мог противостоять.)
  6. Что послужило причиной начала Троянской войны? (Похищение прекрасной Елены.)
  7. Вспомните путешественников-аргонавтов, которых воз-главлял храбрый Ясон. Что они должны были привезти из Колхиды в Грецию?(Золотое руно.)

10. Назовите число подвигов, которые совершил Геракл. (Двенадцать.)

Артемида. В этом конкурсе у нас победителем стала команда...(называет команду).

Аполлон. Теперь я думаю, что пора провести конкурс домашнего задания наших команд. Они должны были приго-товить инсценировки по сюжетам древнегреческих мифов.

Артемида. Подготовили, ребята?

Зрители. Да!

Артемида. Тогда прошу исполнителей подняться на сце-ну. Представление показывает первая команда. Ее инсцени-ровка называется «Нарцисс». Аполлон ударяет по струнам арфы. Артемида и Аполлон отходят в сторону. Выходят участники сценки: Нарцисс и нимфа Эхо.

Нарцисс. Хорошо гулять мне, красавцу Нарциссу, по этому лесу.

Эхо. По лесу!

Нарцисс. Кто здесь?

Эхо. Здесь!

Нарцисс. О... Ты, видно, нимфа лесная?

Эхо(соглашается). Нимфа лесная.

Нарцисс. Нет, не хочу я разговаривать с тобой. Уйди от меня прочь!

Эхо(горестно).Прочь?

Нарцисс. Ты отвечаешь мне, как эхо. Как твое имя, ним-фа-эхо?

Нарцисс. Слышал я, что великая богиня Гера наслала на тебя наказанье, что не умеешь ты разговаривать, как де-лают это обычные люди и боги, а можешь только повторять последние слова.

Эхо(кивает). Последние слова.

Нарцисс. А что ты ходишь за мной? Уж в меня ты, ча-сом, не влюблена?

Эхо (тяжко вздыхает, протягивает руки к Нарциссу). Влюблена.

Нарцисс. Ты меня не достойна!

Эхо. Достойна, достойна!

Нарцисс хохочет. Эхо, закрывая лицо руками, убегает прочь. Появляется Афродита.

Афродита. Ты не принимаешь моего великого дара, ко-торый зовется любовью? Я, Афродита, богиня любви и веч-ной юности, насылаю на тебя кару. Того, кого первого уви-дишь ты этим вечером, ты полюбишь очень сильно.(Ухо-дит.)

Нарцисс. Вот прелестный пруд, погляжусь в его воду, не растрепались ли мои золотые кудри, не спал ли нежный румянец со щек.(Смотрится в воображаемый пруд.) Ах, как я хорош! Я никогда ничего лучше не видел в жизни сво-ей! И пусть я пропаду, но больше всех на свете я люблю само-го себя... Что со мной, я погибаю... Так наказала меня Афро-дита.(Уходит.)

Плача, выходит Эхо. Следом за ней идет Афродита.

Афродита. Ты плачешь, что Нарцисс тебя не полюбил?

Эхо. Не полюбил.

Афродита. Ав память о нем вырос возле пруда цветок, белый и нежный. И носит он название — нарцисс.Эхо. Нарцисс.

Афродита. Этот цветок будет напоминать нам о гордом, красивом и очень бесчувственном юноше. И будет нарцисс считаться цветком смерти.

Эхо и Афродита уходят. Снова появляются А п о л л о н и Ар-темида.

Артемида. Кстати, от имени этого героя произошло не только название цветка, но еще и психологический термин «нарциссизм», означающий чрезмерную, даже болезненную самовлюбленность и черствость к окружающим.

Аполлон. Если кто слишком часто смотрится в зеркало и постоянно говорит о собственной неописуемой красоте, тот, вероятно, страдает нарциссизмом. Аполлон(снова ударяет по струнам арфы). Отлично. А теперь конкурс продолжает вторая команда. И ее сценка называется «Суд Париса».(Уходят.) ■у/"

Появляются Афина, Афродита и Гера. Они несут «золо-тое яблоко».

Гера. Явилась богиня раздора Эрида к нам, трем могуще-ственным богиням.

Афина. Она кинула нам золотое яблоко!

Афродита. А на яблоке надпись «Прекраснейшей»!

Г е р а. Я считаю, что яблоко это принадлежит мне. Ведь я — Гера, царица богов и людей. И я — самая прекраснейшая.

Афина. Почему это ты? Я — самая прекраснейшая из богов. И только я — Афина, богиня войны. Кто посмеет спо-рить со мной?

Афродита. Я посмею поспорить. Это яблоко без ссоры и без спора должно принадлежать мне. Ведь я — Афродита, богиня любви, вечной молодости и красоты

Гера. Нам самим не решить этот спор. Что же делать?

Афина. Давайте обратимся за помощью к сыну пастуха по имени Парис.

Афродита. И пусть же он решит наш спор, учинит нам суд и вручит яблоко самой прекраснейшей из нас, трех бо-гинь.

Выходит Парис.

Парис. Я — Парис. Среди своих сверстников я отлича-юсь силой и ловкостью. Только что я спас своего товарища от стаи разъяренных волков!

Гера. А теперь помоги нам, Парис.

Парис. Кто вы?(Испуганно.) Вижу я, что не простые вы смертные. На вас наряды из парчи и шелка, да золотые укра-шения. И вы все три так прекрасны, что я не могу отвести от вас глаз!

Афина. Мы — богини с Олимпа.

Афродита. Я — Афродита. Это Гера и Афина. И тебе, Парис, простой смертный, мы вручаем это яблоко и наши судьбы.

Парис. Что вы хотите от меня?

Гера. Рассуди наш спор.

Афина. И присуди это яблоко самой прекраснейшей из нас.

Гера. Присуди яблоко мне, Гере, и тогда я награжу тебя. Я присужу тебе власть над многими землями.

Афина. Присуди яблоко мне, Парис. Ведь я -г- богиня войны, Афина-Паллада. И тогда я сделаю тебя великим пол-ководцем, и у тебя будут слава и мировые победы.

Парис. А ты, златокудрая, что молчишь?

Афродита. А что я скажу? Ведь я —■ Афродита. Я не могу дать Тебе власти над миром или произвести в полковод-цы. Зато я пообещаю тебе самую прекраснейшую из смерт-ных женщин в жены!

Гера и Афина пренебрежительно смеются над Афродитой.

Парис. Что? Прекраснейшую из смертных женщин мне в жены?

Афродита. Да!

Парис. А кто она?

Афродита. Дочь Зевса — прекрасная Елена.

Парис. Возьми же яблоко да выполни свое обещание, пре-краснейшая из богинь, Афродита!(Отдает яблоко Афроди-те.)

Афродита ликует, Гера и Афина хватаются руками за головы, страдая. Участники второй сценки уходят. Снова появляются^ Аполлон и Артемида.

Аполлон. Необходимо оценить театральное мастерство наших исполнителей.Выставляют оценки командам, объяв-ляют победителя этого конкурса.

Снова звучит музыка танца «Сиртаки».

Артемида. Что это за шум? Мне кажется, что это воз-вращаются наши танцоры.

Появляются танцоры — юноши и девушки. Они весело перего-вариваются и приглашают потанцевать вместе с собой.

Аполлон. Я приглашаю присоединиться к ним наших игроков. Чья команда станцует лучше, той я засчитаю два дополнительных балла.

Из команд выбираются ребята, готовые протанцевать «Сиртаки». По окончании конкурса Аполлон награждает обе команды — за сме-лость и старание.

Артемида. А теперь нам пришло время подводить итоги.

Аполлон. Обе команды были хороши и показали высо-кое знание мифов Древней Греции. Но победителем у нас стала команда...(называет команду).

Артемида. Поздравляем всех ее участников с победой. (Вручает приз.