К обязательным структурным компонентам игры относятся. Структурные элементы игры и их характеристика. Игровые действия, как способ реализации игровых ролей
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников
1. Значение игровой деятельности в жизни ребенка. Своеобразие игры как деятельности
Игра как средство воспитания и развития детей
Виды игр.
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре.
Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.
Марксистско-ленинская педагогика, разрабатывая теорию игры, исходит из положения о ее социально-исторических основах: игра обусловлена прежде всего обстоятельствами социальной жизни ребенка, усвоением им опыта старших поколений.
В теорию игры значительный вклад внесла Н. К. Крупская. Подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, она прежде всего видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста,- писала она,- игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего».
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Длительные наблюдения за играми, изучение их содержания у детей разных народов и на различных исторических этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья. В дореволюционной России дети имущих классов играли в господ и подчиненных, а сыновья и дочери бедняков отражали в играх тяжелый труд взрослых, страх перед хозяином, барином, полицейским. В играх детей рабочих находим отображение стачек, забастовок, демонстраций. Игры крестьянских детей отражали деревенский труд, нужду и обездоленность безлошадных и безземельных бедняков.
Великая Октябрьская социалистическая революция изменила общественный строй России, отношения и идеологию людей. В содержании игр детей стали отражаться события революции и гражданской войны, новая жизнь. Героями игр стали буденновцы, легендарный Чапаев. В своих играх дети спасали челюскинцев, сражались с врагами, совершали полеты в космос. В детских играх отражается отношение советских людей к труду - трудовая доблесть, желание трудиться на общее благо, их новые взаимоотношения - дружба, товарищество, взаимопомощь, уважение друг к другу, забота о детях. В содержании игр отражается и братская дружба народов СССР, и дружеские отношения к народам мира.
Своеобразие игры как деятельности детей
Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.
Такой характер игры отличает ее от всех других видов детской деятельности и в какой-то мере роднит с искусством, с образным отражением действительности. Воспроизведение реальных действий в игре не является точным копированием, зеркальным их отображением. Дети не связаны всеми конкретными условиями реальной обстановки, временем, строгой последовательностью действий.
Еще одна особенность игровой деятельности - ее самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они, как уже говорилось, отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним.
Особенностью детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и слова. Это не внешние ее признаки, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Иногда образ так захватывает ребенка, что он даже не отзывается на привычное обращение к нему: «Я не Сережа, я капитан». Вместе с тем он охотно действует в соответствии с отражаемым в игре образом.
Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка.
Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни.
Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.
Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны и определяют игру как своеобразную
деятельность детей.
Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть
дети: в «магазин», в «поликлинику», в «летчиков», в «дочки-матери» (в «семью»), в «детский сад» и т. п, Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить на более или менее типичные группы: а) отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); б) отражающие созидательный труд (строительство метро, труд колхозников, постройку домов, фабрик, стадионов и т. д.); в) отражающие общественные события, традиции (праздники, демонстрации, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.
Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий,
взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.
Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, становится тем, кому подражает, т. е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах.
В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и
взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть активными участниками игры.
Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.
Игровая задача, как значимый элемент структурного строения игр
Любая игра основывается на постановке игровой задачи, которая определяет ее обучающий характер и степень, оказываемого воспитательного воздействия на ребенка. Каждая игра может быть основана на одной или нескольких задачах, каждая из которых служит для подтверждения обучающего характера игры и выделяет познание, обучающее воздействие в качестве основы структурного строения игры.
Игровая задача ставится воспитателем с учетом программы воспитания, воспитательных стандартов, его квалификации и степени обучающего воздействия на ребенка. Постановка игровой задачи необходима для обеспечения взаимосвязи между процессом обучения и игры.
Поставленная в игре задача определяет последовательность действий, которые требуется выполнить, чтобы достичь определенного результата. Игровую задачу выполняют дети. Она становится основой их игровой активности, поскольку помогает пробудить желание и стремление ее разрешить, возбуждает интерес и увлекает ребенка.
Игровые задачи и их познавательная ориентация, часто, определяются названием самой игры. Реализация задач происходит в течение всей игровой деятельности, поскольку игровые действия выполняются на протяжении всего игрового этапа. Решение игровой задачи осуществляется на финальном этапе игры.
Такое построение игры позволяет выполнять ей обучающую функцию, сохраняя свое развлекательное, досуговое значение.
Рисунок 1. Задачи игровой деятельности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
Тема и сюжетная линия игры
Поскольку игровая деятельность нацелена на обучение детей и развитие их познавательной активности, то каждое игровое действие базируется на определенной теме. Тема конкретизирует направленность игрового действия и определяет во что конкретно будут играть дети.
Тема игры выступает ее фундаментом, на котором держится вся игровая деятельность и, исходя из которой, определяется содержание игры. Тема игры – это ее замысел, который произносится в речи и отражается в ее действиях.
По тематическому признаку игры могут быть:
- Бытовой направленности – дети имитируют семейные отношения, отображают время пребывания в детском саду, в школе, в поликлинике, на прогулке;
- Трудовой направленности – дети имитируют трудовую деятельность в различных сферах: строят дома, лечат людей, готовят.
- Общественно-культурной направленности – дети отображают протекание праздников, семейных встреч, туристических походов, дальних поездок.
- Комплексной направленности – игры сочетает в себя действия, отражающие различные жизненные процессы и события.
На основе выбранной темы, формируется сюжетная линия игры. Она отражает ее содержание, конкретизирует развитие, определяет направленность, поэтапность и взаимосвязь игровых действий. Сюжет определяет каким образом будет происходить взаимодействие между ее участниками.
Замечание 1
Именно сюжетная линия игры привлекает ребенка, заставляет его принять участие в игре и развивает его стремление к активному участию в игровых действиях. Одна и та же игровая тема может быть представлена в разнообразных сюжетных линиях.
Игры различаются по свои сюжетам. Они могут быть:
- Индустриальные;
- Сельскохозяйственные;
- Бытовые;
- Ремесленные;
- Строительные;
- Политическими;
- Экономическими;
- Военными; Смешанными.
Замечание 2
Выбор сюжета во многом зависит от возрастной специфики развития ребенка и поставленной игровой задачи.
Игровая роль – центр игрового устройства
Именно роль определяет функции, действия, которые выполняет ребенок в процессе прохождения игрового процесса. В зависимости от игровой роли, происходит выбор действий и правил их осуществления.
Роль, которую выполняет ребенок в процессе игры имеет важное функциональное значение. Без нее невозможно представить игровой процесс в принципе. Практически все игры характеризуется, как ролевые или сюжетно-ролевые.
Игровые роли отражают поведения детей и взрослых, животных. Они являются моделями конкретного поведения, действий и поступков, отношений, которые складываются в определенных сферах общественной жизнедеятельности. В процессе игры, дети принимают на себя определенные роли и, не просто играют их, а принимают ее на себя, живут в ней, веря в то, что это происходит на самом деле. Это позволяет более эффективно познать окружающий мир, его процессы и явления, усвоить правила поведения в различных ситуациях.
Замечание 3
Игровые роли делают игры более организованными и содержательными, определяют их последующее развитие.
Игровые действия, как способ реализации игровых ролей
Практическая реализация игровой роли происходит посредством выполнения специальных игровых действий. Такие действия отражают сюжетную линию игры.
Чтобы игра вызывала интерес у ребенка и способствовала развитию его познавательной активности, игровые действия должны носить разнообразный и содержательный характер.
Игровым действиям дети обучаются, но не прямым способом, а посредством демонстрации этих действий при раскрытии конкретной игровой роли.
Игровые действия могут быть простыми, а могут быть достаточно сложными и трудоемкими. Все зависит от поставленной игровой задачи и сюжетной линии игры. Они могут носить физический и умственный характер.
Игровые действия имеют разную направленность и различны по отношению к участникам игрового процесса, в зависимости от конкретного типа игры.
Организация игровых действий не всегда носит последовательный характер. Они могут применяться в хаотичном порядке, сочетаться в разных комбинациях, иметь разный объем и длительность протекания.
Правила игры
Правила игры определяют нравственный характер взаимодействия в игровом процессе, следование определенным нормам и правилам игры.
В зависимости от задач воспитания, игровой задачи, сюжетной линии и игровых действий правила игры могут быть различными. При этом, правила игры могут быть, как заданными т.е. строго определять игровой процесс, регулировать поведение детей в игре и контролировать их деятельность, так и свободными - определяемыми в зависимости от этапа игрового процесса и итогов прохождения предыдущих игровых стадий.
Правила игры выполняют:
- Познавательную функцию;
- Организационную функцию;
- Контрольную функцию;
- Дисциплинирующую функцию.
Правила игры ориентируются на воспитание положительных игровых взаимоотношений и переноса их в реальную жизнедеятельность.
В 80 км. от Ташкента находится прелестнейший уголок природы – любимое место отдыха гостей и жителей столицы – Чимган.
Чимган – это популярная зона отдыха, горнолыжный курорт в Чимганских горах - отрогов Тянь-Шаня, обширной горной гряды, протянувшейся по всей территории Центральной Азии.
Долина Чимгана расположена на высоте 1200-1600 м. над уровнем моря и со всех сторон окружена горами. Над всей долиной возвышается гора - Большой Чимган (3309 м.), являющаяся отрогом Чаткальского хребта. К Чимганским горам относятся и такие живописные места как Гулькам, Бельдерсай и многие другие. За свою уникальную красоту и оздоровительные свойства Чимган по праву носит название «узбекской Швейцарии». Склоны гор здесь покрыты реликтовыми арчовыми лесами. Горы и холмы изрезаны стремительными горными речушками. Их тут называют просто «сай». Кстати, в чимганских речках всегда в изобилии разнообразная рыба, что манит сюда любителей рыбалки.
А как живописны островки альпийских лугов, поросших маками и лекарственными травами! Свежий, чистый воздух с тончайшим ароматом бесчисленных трав и цветов (само слово "чимган" - "чим ён" - можно перевести как "зеленая, мягкая трава"). Между скал скрываются небольшие озера, шумят быстрые речки и водопады. В горных утесах прячутся таинственные пещеры. На отвесных стенах даже можно встретить петроглифы - древние наскальные изображения животных и охотников.
Мягкий климат и большой выбор трасс для лыжных гонок и скоростного спуска создают прекрасные условия для горнолыжного спорта. Горнолыжный сезон в Чимгане длится с декабря до марта, потому как горнолыжные трассы расположены на северных склонах величественных гор.
Кроме этого, здесь покататься можно не только на лыжах, но и на сноубордах, снегоходах, коньках и санках, позаниматься фрирайдом.
В отелях работает пункт проката туристического инвентаря и снаряжения, к лыжной трассе проложены бугельная и канатная дороги.
А весной и летом Чимган становится центром горного туризма. Можно в поисках приключений совершить легкие восхождения по живописным холмам или покорить Большой Чимган, снежник которого остается лежать даже летом, полетать на парапланах, покататься на лошадях. Маршруты пролегают через цветущие сады среди яблонь, алычи и боярышника. В ущельях встречаются реки с многочисленными водопадами и порогами. Взору путешественников предстают подземные залы, украшенные сталактитами и сталагмитами самых фантастических форм.
Люди приезжают сюда, как на короткий промежуток времени с целью восстановления после будней трудовой недели, так и на продолжительный период, чтобы приятно провести время в дружной компании. Каждый найдет здесь занятие по душе. Чимган ждет своих гостей в любое время года.
Тема – та область действительности, которую ребёнок воспроизводит в игре («семья». «больница». «столовая», «магазин», «Баба Яга и Ивашечка», «Белоснежка и семь гномов» и т.д.). Чаще всего тема берётся из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.
Сюжет – строится в соответствии с темой. К сюжетам относят определённую последовательность событий, разыгрываемых в игре.
Классификация игр по сюжетам
1. Бытовой - семейный быт, сад, школа.
2. Производственный - строительные, индустриальные, сельскохозяйственные, ремесленные игры.
3. Общественно-политический – демонстрации, митинги, игры в войну.
Несмотря на то, что некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства, есть определённая закономерность в их развитии (по Д.Б.Эльконину).
Во-первых, развитие сюжетов идёт от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Это связано с расширением кругозора ребёнка и его жизненного опыта.
Во-вторых, развитие сюжетов идёт и по линии разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.
У младших дошкольников игры с бытовыми сюжетами очень однообразны (в основном это игры в семью), состоят из одной, реже двух сюжетных линий (например, мама и дочка убирают дом или моют посуду). У старших дошкольников – разнообразнее (игры в буфет, парикмахерскую, больницу, детский сад и т.д.).
Исследования показывают, что игра возникает и развивается не самопроизвольно. Для этого необходимы три условия: наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности; наличие различных игрушек и воспитательных пособий и частое общение ребёнка со взрослыми.
Третья линия развития сюжетов ролевых игр касается повышения устойчивости игр на один и тот же сюжет. Младшие дошкольники быстро и легко переходят от одного сюжета к другому. У средних и старших один и тот же сюжет разыгрывается более продолжительное время (у3-4-хлетних детей продолжительность игры составляет примерно 10-15 минут, у детей 4-5- лет – 40-50 минут, а у старших дошкольников – от нескольких часов до нескольких дней).
Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами. Так, например, игра в «семью», в «дочки-матери» реализуются разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки, приёма гостей, мытья ребёнка, его болезни и т.д.
В младшем дошкольном возрасте сюжет подсказывает игрушка, атрибут, который попал в поле зрения ребёнка, привлёк его внимание. Затем дети начинают планировать сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Старшие дошкольники начинают объединять игры с разными сюжетами («мастерская игрушек»+ «магазин»+ «детский сад»).
Роль – это соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях, моделирование реальных отношений, существующих между людьми.
Д.Б.Эльконин называет роль центральной единицей игры.
Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью. В пределах одного сюжета ребёнок может выполнять разные роли (сегодня мама, завтра – дочка). У младших дошкольников количество ролей – 1-2, у старших – до 10, из которых 2-3 становятся любимыми.
Игровые правила - составляют центральное ядро роли. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним – показатель глубины отражаемой в игре сферы социальной действительности.
Невыполнение правил приводит к распаду игры. Правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, т.к. имеется контроль со стороны партнёров.
В младшем дошкольном возрасте дети легко нарушают правила, не замечают, когда это делают другие, т.к. не осознают их смысл. Затем начинают фиксировать нарушение правил товарищами и противятся этому. Необходимость следовать правилам объясняют житейскими наблюдениями: так не бывает. В старшем дошкольном возрасте правила становятся осознанными, открытыми. Ребёнок учится управлять своим поведением.
Игровые действия - способствуют выполнению роли: «врач» делает укол«больному», «продавец» отвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и т.д.
С возрастом игровые действия усложняются: от простого подражания взрослым до обобщённого, условного характера. Могут заменяться словами («Бельё уже постирано»). Освоение разнообразных игровых действий позволяет ребёнку наиболее полно и точно реализовать роль.
Содержание игры – то, что ребёнок выделяет как основной момент действительности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в неё разное содержание: для младших дошкольников – это многократное повторение какого-либо действия с предметом («качать куклу» - «дочки-матери», «лечить медвежонка» - «больница»); для средних это – моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших – соблюдение правил в игре.
Игровой материал – игрушки, атрибуты и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своём собственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других, недоступных ребёнку практически, предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и т.п.). Замещение возникает всегда в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет кушать, а ложки нет? С предметом-заместителем можно выполнять ту же функцию, что и с замещаемым (ложкой может быть палочка, карандаш, даже градусник, а не мяч, т.к. им нельзя зачерпнуть пищу).
Ролевые и реальные отношения - первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договориться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.). Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из неё. В выборе партнёров для игр дети опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества. Игровые умения, а также наличие привлекательных игровых предметов.
Реальные отношения могут противоречить игровым. Чем старше ребёнок, тем чаще конфликт между реальными и ролевыми отношениями, который разрешается в пользу реальных.