Что означает фраза наука умеет много гитик. Наука умеет много гитик - фокусы с игральными картами. Важные действия во время фокуса

Слово «гитик» - комбинация букв, не имеющая обычного смыслового значения (или же восходящая к немецкому gütig, означающее: хорошее, изящное) и не используемая вне этого выражения. Мнемонические фразы для карточных фокусов стали появляться во второй половине XVIII века во Франции . Первую русскоязычную карточную мнемонику «Смуту ведет долом слава» придумал в 1869 году поэт В. Г. Бенедиктов . В 1920-х годах читатели Я. И. Перельмана предложили две другие осмысленные фразы: «Макар режет ножом нитки» и «Крупу, табак берем оптом». Однако чаще мнемоники состоят из грамматически не согласованных или не связанных по смыслу слов. Например, «лирик лемех рахат кутум ».

Компьютерные технологии вывели поиск мнемонических выражений, названных гитиками, на качественно новый уровень. Из области карточных фокусов проблема постепенно переместилась в сферу лингвистической комбинаторики . С помощью словарного перебора найдены более длинные тексты с аналогичными свойствами: «Дрозды смелые вблизи кусков марабу» (используются 30 карт), «Выгодны ушедшим князьям портить всплеск разгула» (42 карты). По аналогии с фразами для пар карт (гитики) существуют мнемоники для троек карт (тритики). Теоретические основы гитикотворчества изложены в статье Андрея Федорова «Наука гитик» . Наиболее продуктивными создателями русскоязычных гитик являются Виктор Филимоненков (Россия), Дмитрий Чирказов (Германия), Михаэль Фукс (Израиль) .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ЛЕГКИЕ КАРТОЧНЫЕ ФОКУСЫ, КОТОРЫЕ УДИВЯТ ВСЕХ!

    Первые сюжеты бытия. Часть 2.

    Гитик Внутренний мир человека и 3я мировая война

    Геополитика от Вс-вышнего.

    Аварийный вариант истории

    Субтитры

    Всем привет! Вы на канале YouFact и сегодня я покажу вам 3 карточных фокуса с угадыванием карты собеседника. 1. В первом фокусе мы попробуем предсказать одну из трех карт, которую выберет собеседник. Мы раскладываем перед ним 3 карты и даем ему право выбрать одну из них. Он выбирает, к примеру, туз пик, а мы показываем ему наше предсказание. И мы видим, что предсказание оказалось верным. А теперь посмотрим секрет этого фокуса, он очень прост. Если собеседник выбирает туз пик, то, как вы уже видели, мы показываем ему обратную сторону коробки из под колоды с нашим предсказанием. Если же он выберет семерку червей, то мы показываем ему коробок спичек с предсказанием для семерки. А если он выберет бубнового короля, то мы раскроем коробок и достанем бумажку с заготовленным предсказанием для короля. Как видите, мы заготовили все 3 предсказания для каждого случая, но ведь собеседник-то этого не знает. 2. В следующем фокусе мы берем 21 карту, разворачиваем их веером и говорим собеседнику выбрать одну из них и запомнить. После этого мы раскладываем наши карты в 3 колоды. В это время собеседник должен следить за вашими действиями и заметить, в какую из трех колод попала его карта. Он говорит, что его карта находится в левой колоде. Мы берем эту колоду, кладем ее в центр и накрываем сверху правой колодой. Затем карты переворачиваем и раскладываем их заново. После того, как мы разложили, собеседник во второй раз указывает на колоду с его картой, мы их опять складываем, при этом обязательно положив колоду с картой в середину, и раскладываем в третий раз. Собеседник последний раз указывает на нужную колоду, мы ее опять кладем в середину, карты переворачиваем и начинаем хаотично разбрасывать их по полу. Когда все карты разбросаны, пусть собеседник попробуем сам вытащить свою карту. Разумеется, у него этого сделать не получится. А вы берете и с легкостью вытаскиваете загаданную карту из этой кучи. Чтобы это сделать вам нужно строго следовать правилам и обязательно класть колоду с загаданной картой в середину. В самом конце, когда вы раскидываете карты, обязательно отсчитайте 11-ю карту, она и будет той картой, которую загадал собеседник. 3. И в последнем фокусе мы берем целую колоду карт и раскладываем ее веером. Собеседник загадывает карту, например, семерку крести и дает ее вам. Вы кладете карту обратно в колоду и начинаете как следует ее тусовать. После тщательной перетасовки вы снова разворачиваете карты веером и пытаетесь отгадать карту собеседника. Постепенно вы откидываете те карты, в которых, как вы думаете, нет загаданной карты. После того, как вы отбросили все ненужные карты, у вас в руках остается лишь загаданная собеседником карта. Секрет этого фокуса также очень простой. Как вы видите, рубашки всех карт повернуты в одном направлении. И когда ваш собеседник выбирает одну из них, вы ее берете и переворачиваете, чтобы рубашка смотрела в другую сторону. Таким образом, после любых перетасовок вы с легкостью найдете загаданную карту по перевернутой рубашке.

Использование

Фокусник предлагает зрителю перетасовать колоду и разложить на столе 10 пар карт рубашкой вверх. Просит его выбрать любую пару и запомнить обе карты. Можно даже отвернуться для большего эффекта. После этого надо собрать по очереди все пары в одну пачку и, не тасуя, разложить карты лицевой стороной вверх по следующей схеме:

Н А У К А У М Е Е Т М Н О Г О Г И Т И К

Первые две карты кладутся на место букв «н» (первая буква первого ряда и вторая буква третьего), вторые две - на место букв «а» (вторая и пятая буквы первого ряда) и т. д. Фокусник просит назвать, в каких рядах расположены загаданные карты. Зритель называет номера рядов, после чего фокусник тут же «находит» загаданную пару, используя ключевую фразу. Легко заметить, что каждая буква встречается дважды. Например, если карты оказались во втором и четвёртом рядах, то это будет последняя карта во втором и третья в четвёртом (у них общая буква «т»). Фокус можно показывать не только с игральными картами, но и с любыми 20 неодинаковыми предметами, например, костями домино, почтовыми марками, иллюстрированными открытками и т. п.

«Наука умеет много гитик» в культуре

Первое употребление мнемоники «Наука умеет много гитик» в качестве крылатого выражения зафиксировано 1900 году в переписке А. П. Чехова с П. А. Сергеенко . Первое использование в литературном произведении - повесть Е. И. Замятина «На куличках» (1914). Там же впервые отмечена традиционная ошибка - «имеет» вместо «умеет».

В одних случаях крылатая фраза может означать, что науке известно очень многое, о чём мы до сих пор и не слышали (ср.: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» В. Шекспир , Гамлет ). В других - что не нужно искать смысл там, где его нет (поскольку слово «гитик» не имеет смысла). Наконец, эта фраза может использоваться как просьба не произносить слова, смысл которых говорящему неизвестен.

Уже давно Аннушка сообщила нам, что «наука умеет много гитик». Такова была секретная формула одного карточного фокуса. Карты раскладывались парами по одинаковым буквам, и загаданная пара легко находилась. Отсюда следовало, что наука действительно была всесильна и умела много… этого самого… гитик… Что такое «гитик», никто не знал. Мы искали объяснений в энциклопедическом словаре, но там после наёмной турецкой кавалерии «гитас» следовало сразу «Гито» - убийца американского президента Гарфильда. А гитика между ними не было.

Другое характерное употребление фразы можно найти в романе А. и Б. Стругацких «Град обреченный »:

Понятно, - сказал Андрей. - Можно узнать, из каких источников у тебя эти сведения? - спросил он Изю.
- Всё из тех же, душа моя, - сказал Изя. - История - великая наука. А в нашем городе она умеет особенно много гитик .

А кто его знает! - Дауге хитро посматривал на потрясенного водителя. - Наука, как известно, умеет много гитик. А по сравнению с десятком тысяч лет двадцать кажутся мгновением!

… (Только не надо недоумённо разводить руки и закатывать глаза: наука как форма человеческого воображения умеет, конечно, много гитик, но натура умеет этих гитик в неисчислимое множество раз больше.)

В кинематографе фраза «Наука имеет много гитик» используется в телесериале «Каменская» (5 сезон, 4 серия). Здесь она используется как ключевое значение, определяющее сверхзадачу серии.

Карты фокусника

Люди уверены, что фокусы — это проворство рук и зрительный обман . Это не всегда является правдой. Есть такие, которые берут свое происхождение с законов науки.

Например, знаменитый трюк «наука умеет много гитик» берет свою механику с математических законов.

Для зрителя он выглядит так, что перемешанная колода разбрасывается, а производит сбор разбросанных и узнает загаданные после того, как наблюдатели указывают их нахождение по рядам. Так в чем же секрет этой иллюзии? Давайте разберемся.

Механика

Посмотрите небольшой видео-урок по обучению фокусу с картами:

В начале,нужно запомнить это словосочетание слов — «наука умеет много гитик», это первоочередно для данной . Важно то, что в названном предложении буквы появляются дважды, т.е. имеет пару. Фразу нужно закрепить в памяти, написанной в столбик:


По таблице известно, что пара, лежащая в первой строке — соответствует букве А, и спокойно показываются те, что лежат под цифрами два и пять в первом ряду. Публика изумлена, иллюзионист на высоте. По такому же алгоритму можно узнать все оставшиеся.

Видоизменить иллюзию


Профессия — удивлять

Есть в этом фокусе немаловажный нюанс . Согласно описанному выше механизму, карты собираются и далее раскладываются по обозначенной схеме. Т.к. раскладывание идет по определенному алгоритму, возможно, зритель может решить, что в этом и есть хитрость.

Во избежание этого есть вариант сделать видоизменить эту иллюзию:

  • собирать их по одной и делать это по схеме
  • после сбора начальных пяти штук, сложить их одной стопкой (это будет равноценно первой строке из таблицы)
  • собрать следующую пятерку и т.д.

Важные действия во время фокуса


Интересный факт: фраза, вошедшая в основу фокуса, имеет свое крылатое значение — никогда нельзя быть уверенным в чём-либо до конца . Также для данного трюка иногда используют другие фразы, такие как “макар ножом режет нитки”, “лирик лемех рахат-лукум” или “крупу, табак берем оптом”.

Функцию:

В составе данного псевдовысказывания каждая буква не случайно повторяется дважды: оказывается, выражение составляет основу для карточного фокуса .

Слово «гитик» предположительно происходит от английского GT (Greater Tactics, что значит «лучшая стратегия», «хитрый прием для выигрыша»). Мнемонические фразы для карточных фокусов стали появляться во второй половине XVIII века во Франции . Первую русскоязычную карточную мнемонику «Смуту ведет долом слава» придумал в 1869 году поэт В. Г. Бенедиктов . В 1920-х годах читатели Я. И. Перельмана предложили две другие осмысленные фразы: «Макар режет ножом нитки» и «Крупу, табак берем оптом» . Однако чаще мнемоники состоят из грамматически не согласованных или не связанных по смыслу слов. Например, «лирик лемех рахат кутум ».

Компьютерные технологии вывели поиск мнемонических выражений, названных гитиками, на качественно новый уровень. Из области карточных фокусов проблема постепенно переместилась в сферу лингвистической комбинаторики . С помощью словарного перебора найдены более длинные тексты с аналогичными свойствами: «Дрозды смелые вблизи кусков марабу» (используются 30 карт), «Выгодны ушедшим князьям портить всплеск разгула» (42 карты). По аналогии с фразами для пар карт (гитики) существуют мнемоники для троек карт (тритики). Теоретические основы гитикотворчества изложены в статье Андрея Федорова «Наука гитик» . Наиболее продуктивными создателями русскоязычных гитик являются Виктор Филимоненков (Россия), Дмитрий Чирказов (Германия), Михаэль Фукс (Израиль) .

Использование

Фокусник предлагает зрителю перетасовать колоду и разложить на столе 10 пар карт рубашкой вверх. Просит его выбрать любую пару и запомнить обе карты. Можно даже отвернуться для большего эффекта. После этого надо собрать по очереди все пары в одну пачку и, не тасуя, разложить карты лицевой стороной вверх по следующей схеме:

Н А У К А У М Е Е Т М Н О Г О Г И Т И К

Первые две карты кладутся на место букв «н» (первая буква первого ряда и вторая буква третьего), вторые две - на место букв «а» (вторая и пятая буквы первого ряда) и т. д. Фокусник просит назвать, в каких рядах расположены загаданные карты. Зритель называет номера рядов, после чего фокусник тут же «находит» загаданную пару, используя ключевую фразу. Легко заметить, что каждая буква встречается дважды, причём для любых названных зрителем рядов существует только одна буква. Например, если карты оказались во втором и четвёртом рядах, то это будет последняя карта во втором и третья в четвёртом (у них общая буква «т»). Фокус можно показывать не только с игральными картами, но и с любыми 20 неодинаковыми предметами, например, костями домино, почтовыми марками, иллюстрированными открытками и т. п.

«Наука умеет много гитик» в культуре

«История — великая наука. А в нашем городе она умеет особенно много гитик*.» Стругацкие. Град обреченный

На работе сезон - тесты для ЕГЭ, и очень устаю отбиваться от компании фоменок, чудиновых и мулдашевых… Да, история - наука, но ДРУГАЯ… Это не физика и не биология - с гитиками... Еще давнишний «понедельник начинается в субботу» протестовал против позитивизма. Аналитическая расчленёнка. На это у меня - категоричное: «Кот - не работает».
Не знаю, почему этот ужас стал возможен %). Говорят, что наука и религия - противоположные вещи, и ученому-физику, например, нужно знать, он должен быть уверен, что мир - познаваем… Но ведь - у-верен - всё равно от слова вера… Разумом не понять - и не доказать, не про-верить - что «мир познаваем».. У-вер-енность в познаваемости - тоже религия… язычество научное. Сто раз говорила, что без веры вообще человек жить не может, хоть сказочка какая-то - всегда есть, так что всё сходится: наука - тоже вера. Называется это язычество уже как сто лет - позитивизмом.
Пару слов, что это такое. Позитивизм - это вера в гитики. В то, что их много. И кроме них - больше нет ничего. И всё можно измерить и посчитать. Такие взгляды называются «научным мировоззрением». Мечта этих язычников от науки - мир без людей, только гитики и измерительные приборы, которые будут их считать и пересчитывать... Еще они очень любят «пользу» и деньги. Поэтому в учебниках всё той же физики нет описаний и постановки нерешенных наукой проблем. Там только: «все хорошо, прекрасная маркиза». Если о нестыковках и неизвестностях упоминается, то как о задачах, необходимость решения которых не актуальна или совсем не ко времени)))
Пока гитики сидели в своих резервациях - лабораториях и анатомических театрах - всё ничего, пускай… сплошная польза! Но как в американском фильме - бах! - авария, и они оттуда повылезали, стараясь навязать своё мертвое - живому. Математки с истинно юношеским негативизмом - пересмотрели всю историю. Интересно, у меня половина программистов учились в МГУ у Фоменко, все в восторге и с большим уважением его вспоминают как математика… и интересного преподавателя… И «з якой такой бяды» его понесло с его гитиками в историю?
Я думаю - все фоменки и ЕГЭ - сделаны абсолютно из одинаковых гитик… По ошибке выпущенных на волю. Скантроны, которые детям заполнять - чтобы сканер мог обработать.. посмотрите ради интереса, как выглядят.. попробуйте с первого раза, даже от балды - каждый третий ответ, заполнить аккуратно и не ошибиться.. А всё для чего - всё для гитик… Наука их много умеет..
И тут как-то хочется защитить от этого мрака детей… такое уже было.. Ага, блестящие иезуитские школы - как средство борьбы с оккультизмом и протестантизмом. Вот, что ли, такое что-нибудь бы придумать - только православное…
_____________
*гитик - слово, которое не значит ничего, не имеет смысла.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Нау́ка уме́ет мно́го ги́тик» - крылатая фраза , поговорка , изначально предназначенная для демонстрации фокуса с двадцатью игральными картами . Первое документально подтвержденное употребление фразы относится к 1891 году . Иногда слово «умеет» ошибочно заменяют на «имеет» . Рассматривая это выражение как псевдовысказывание, Б. Ю. Норман подчёркивает его мнемоническую функцию:

В составе данного псевдовысказывания каждая буква не случайно повторяется дважды: оказывается, выражение составляет основу для карточного фокуса .

Слово «гитик» - комбинация букв, не имеющая обычного смыслового значения (или же восходящая к немецкому gütig, означающее: хорошее, изящное) и не используемая вне этого выражения. Мнемонические фразы для карточных фокусов стали появляться во второй половине XVIII века во Франции . Первую русскоязычную карточную мнемонику «Смуту ведет долом слава» придумал в 1869 году поэт В. Г. Бенедиктов . В 1920-х годах читатели Я. И. Перельмана предложили две другие осмысленные фразы: «Макар режет ножом нитки» и «Крупу, табак берем оптом». Однако чаще мнемоники состоят из грамматически не согласованных или не связанных по смыслу слов. Например, «лирик лемех рахат кутум ».

Компьютерные технологии вывели поиск мнемонических выражений, названных гитиками, на качественно новый уровень. Из области карточных фокусов проблема постепенно переместилась в сферу лингвистической комбинаторики . С помощью словарного перебора найдены более длинные тексты с аналогичными свойствами: «Дрозды смелые вблизи кусков марабу» (используются 30 карт), «Выгодны ушедшим князьям портить всплеск разгула» (42 карты). По аналогии с фразами для пар карт (гитики) существуют мнемоники для троек карт (тритики). Теоретические основы гитикотворчества изложены в статье Андрея Федорова «Наука гитик» . Наиболее продуктивными создателями русскоязычных гитик являются Виктор Филимоненков (Россия), Дмитрий Чирказов (Германия), Михаэль Фукс (Израиль) .

Использование

Фокусник предлагает зрителю перетасовать колоду и разложить на столе 10 пар карт рубашкой вверх. Просит его выбрать любую пару и запомнить обе карты. Можно даже отвернуться для большего эффекта. После этого надо собрать по очереди все пары в одну пачку и, не тасуя, разложить карты лицевой стороной вверх по следующей схеме:

Н А У К А У М Е Е Т М Н О Г О Г И Т И К

Первые две карты кладутся на место букв «н» (первая буква первого ряда и вторая буква третьего), вторые две - на место букв «а» (вторая и пятая буквы первого ряда) и т. д. Фокусник просит назвать, в каких рядах расположены загаданные карты. Зритель называет номера рядов, после чего фокусник тут же «находит» загаданную пару, используя ключевую фразу. Легко заметить, что каждая буква встречается дважды. Например, если карты оказались во втором и четвёртом рядах, то это будет последняя карта во втором и третья в четвёртом (у них общая буква «т»). Фокус можно показывать не только с игральными картами, но и с любыми 20 неодинаковыми предметами, например, костями домино, почтовыми марками, иллюстрированными открытками и т. п.

«Наука умеет много гитик» в культуре

Первое употребление мнемоники «Наука умеет много гитик» в качестве крылатого выражения зафиксировано 1900 году в переписке А. П. Чехова с П. А. Сергеенко . Первое использование в литературном произведении - повесть Е. И. Замятина «На куличках» (1914). Там же впервые отмечена традиционная ошибка - «имеет» вместо «умеет».

В одних случаях крылатая фраза может означать, что науке известно очень многое, о чём мы до сих пор и не слышали (ср.: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» В. Шекспир , Гамлет ). В других - что не нужно искать смысл там, где его нет (поскольку слово «гитик» не имеет смысла). Наконец, эта фраза может использоваться как просьба не произносить слова, смысл которых говорящему неизвестен.

Уже давно Аннушка сообщила нам, что «наука умеет много гитик». Такова была секретная формула одного карточного фокуса. Карты раскладывались парами по одинаковым буквам, и загаданная пара легко находилась. Отсюда следовало, что наука действительно была всесильна и умела много… этого самого… гитик… Что такое «гитик», никто не знал. Мы искали объяснений в энциклопедическом словаре, но там после наёмной турецкой кавалерии «гитас» следовало сразу «Гито» - убийца американского президента Гарфильда. А гитика между ними не было.

Другое характерное употребление фразы можно найти в романе А. и Б. Стругацких «Град обреченный »:

Понятно, - сказал Андрей. - Можно узнать, из каких источников у тебя эти сведения? - спросил он Изю.
- Всё из тех же, душа моя, - сказал Изя. - История - великая наука. А в нашем городе она умеет особенно много гитик .

- А кто его знает! - Дауге хитро посматривал на потрясенного водителя. - Наука, как известно, умеет много гитик. А по сравнению с десятком тысяч лет двадцать кажутся мгновением!

… (Только не надо недоумённо разводить руки и закатывать глаза: наука как форма человеческого воображения умеет, конечно, много гитик, но натура умеет этих гитик в неисчислимое множество раз больше.)

Напишите отзыв о статье "Наука умеет много гитик"

Примечания

Ссылки

  • Федоров А. Н.

Отрывок, характеризующий Наука умеет много гитик

Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Ежели отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались. Сначала князь Андрей, считая своею обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были. Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами по лугу, то он, считая свои шаги, делал расчеты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то ошмурыгывал цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях и принюхивался к душисто горькому, крепкому запаху. Изо всей вчерашней работы мысли не оставалось ничего. Он ни о чем не думал. Он прислушивался усталым слухом все к тем же звукам, различая свистенье полетов от гула выстрелов, посматривал на приглядевшиеся лица людей 1 го батальона и ждал. «Вот она… эта опять к нам! – думал он, прислушиваясь к приближавшемуся свисту чего то из закрытой области дыма. – Одна, другая! Еще! Попало… Он остановился и поглядел на ряды. „Нет, перенесло. А вот это попало“. И он опять принимался ходить, стараясь делать большие шаги, чтобы в шестнадцать шагов дойти до межи.
Свист и удар! В пяти шагах от него взрыло сухую землю и скрылось ядро. Невольный холод пробежал по его спине. Он опять поглядел на ряды. Вероятно, вырвало многих; большая толпа собралась у 2 го батальона.
– Господин адъютант, – прокричал он, – прикажите, чтобы не толпились. – Адъютант, исполнив приказание, подходил к князю Андрею. С другой стороны подъехал верхом командир батальона.
– Берегись! – послышался испуганный крик солдата, и, как свистящая на быстром полете, приседающая на землю птичка, в двух шагах от князя Андрея, подле лошади батальонного командира, негромко шлепнулась граната. Лошадь первая, не спрашивая того, хорошо или дурно было высказывать страх, фыркнула, взвилась, чуть не сронив майора, и отскакала в сторону. Ужас лошади сообщился людям.
– Ложись! – крикнул голос адъютанта, прилегшего к земле. Князь Андрей стоял в нерешительности. Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни.
«Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… – Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.
– Стыдно, господин офицер! – сказал он адъютанту. – Какой… – он не договорил. В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха – и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь.
Несколько офицеров подбежало к нему. С правой стороны живота расходилось по траве большое пятно крови.
Вызванные ополченцы с носилками остановились позади офицеров. Князь Андрей лежал на груди, опустившись лицом до травы, и, тяжело, всхрапывая, дышал.
– Ну что стали, подходи!
Мужики подошли и взяли его за плечи и ноги, но он жалобно застонал, и мужики, переглянувшись, опять отпустили его.
– Берись, клади, всё одно! – крикнул чей то голос. Его другой раз взяли за плечи и положили на носилки.
– Ах боже мой! Боже мой! Что ж это?.. Живот! Это конец! Ах боже мой! – слышались голоса между офицерами. – На волосок мимо уха прожужжала, – говорил адъютант. Мужики, приладивши носилки на плечах, поспешно тронулись по протоптанной ими дорожке к перевязочному пункту.
– В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков.
– Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик.
– Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу.
– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух!.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.
– Раздеть! Что стоите? – крикнул он сердито на фельдшеров.
Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.